Метапрадеметные понятия

Приложение № 35 ООП ООО
Метапредметные понятия.
Понятие метапредметности вошло в нынешнюю версию Федеральных государственных
образовательных стандартов (ФГОС). «Мета» – означает «стоящее за».
Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни,
впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. В отечественно педагогике
метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко,
А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых
образовательных стандартов.
"Мета "- («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность,
метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). [6]
Метапредметность - способ формирования мышления, принцип интеграции содержания
образования.[6]
Понятие – 1.логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь; 2.
способ, уровень понимания чего-нибудь. [15, c.515]
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают
необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов
метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель
сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий,
направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание
учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной".
Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей
кормлю, здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее
осознанной и ответственной, то есть:
• стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
• исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);
• проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);
• сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);
• моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов логических конструктов изучаемых систем).
• конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов,
рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);
• прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе
предвидения).
Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека
определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития
личности.
МЕТАЗНАНИЯ
Метазнания — знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания
о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания и о возможностях работы с
ним. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов
использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний.
Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в
основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».
Примерами метазнаний являются:
- Диаграмма знаний (отражает все элементы знаний, находящихся в организации, и
отношения между ними);

- Карта знаний (отражает распределение элементов знаний между различными объектами
организации);
- Базы знаний, представления об их устройстве.
МЕТАСПОСОБЫ
Метаспособы — методы, с помощью которых человек открывает новые способы
решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие
отыскать содержательные способы решения задач. (Ю. Н. Кулюткин)
МЕТАУМЕНИЯ
Метаумения присвоенные
метаспособы,
общеучебные,
междисциплинарные
(надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:
- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий,
классификация, доказательство и т.п.);
- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция,
оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие
заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения,
невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в
стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение,
комбинирование известных способов деятельности с новыми);
- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей,
планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);
-качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому
переносу и т.п.).
МЕТАПРЕДМЕТ
Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится
в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может
быть оторвана от предметности. (Хуторской А.В.)
Метапредмет — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит
мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Метапредметы - это
новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных
учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит
мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются
метазнание, метаспособы, метадеятельность.
Метапредметы (по А.В. Хуторскому) : «Метапредметное содержание, то есть то, что
предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его
конкретного проявления».«Наличие фундаментального образовательного объекта».
Примеры метапредметов: «Числа», «Буквы», «Культура», «Мироведение».
Метапредметы (по Н.В. Громыко) – это предметы, отличные от предметов традиционного
цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности.
Традиционный подход
Метапредметный подход
1.
Знакомство
с
важнейшими 1. Промысливание (а не запоминание)
определениями учебного предмета.
важнейших понятий учебного предмета.
2. Осознание понятий и работа с ним в 2.
Переоткрывание
процесса
рамках учебного предмета.
возникновения того или другого знания
одного учебного предмета.
3. Использование способа переоткрывания
знания на разном учебном материале.
Метапредметные категории
1.Определение и понятие.
2.Рисунок и схема.

3.Знание и информация.
4.Цель и задача.
5.Роль и позиция.
6.Модель и способ.
7.Содержание и форма.
8.Знание и незнание.
9.Порядок и хаос.
10.Изменение и развитие.
11.Простое и сложное [Цит. из13]
Метапредметные понятия:
Причина - следствие
Система
Патриотизм, личность
Гармония, красота
Проблема
Процесс, цель
Достоверность
Часть - целое
Объект, элемент
Здоровье
Этимология
Схема
Иерархия
Метод
Сравнение
Родословие
Противоречие
Цель (Задачи).
План.
Рефлексия
Часть - Целое. (Элемент - Система).
Гармония (Красота) - Уродство (Безобразие)
Имя
Древо
Знак
Процесс (Путь) - Результат (Вершина)
Символ
Копия
Методы. Описание (Характеристика). Сравнение.
Моделирование
Гипотеза
Время
Пространство
Форма
Вопрос
Закон. Правило
Число. Зависимость
Развитие. Цикл. Спираль
Порядок - Хаос
Пирамида

Наблюдение.

Эксперимент.

Деятельность педагога по формированию метапредметных понятий:
 Выделение метапредметного понятия
 Варианты формулировок понятия. Этимология понятия
 Характеристика, существенные признаки, идеи понятия.
 Конкретизация понятия предметным содержанием
 Взаимосвязи с другими понятиями. Иерархия
 Понимание понятия. Составление ЛОС, кластера, словарной карты
 Владение набором различений
 Перенос умения работы с понятием в другую предметную область

Список литературы
Литература для учителя, ресурсы Интернета:
1. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/19/1105/ Аксенова Н. И. Метапредметное
содержание образовательных стандартов
2. http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/302/image/302_043-045.pdf Зыкова С.Н. Содержание
коммуникативного образования: принципы коммуникативной дидактики
3.http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pa2009_3_2/pdf/184kulak.pdf Кулак Д.В., Неудахина
Н.А. Применение логико-смысловых моделей в обучении
4. http://festival.1september.ru/articles/613599/ Рукосуева Е. В. Метапредметный подход как
одна из составляющих стандартов второго поколения
5. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного
обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.
6. http://khutorskoy.ru/be/2012/1127/index.htm Хуторской А.В. Метапредметное содержание
общего образования и его отражение в новых образовательных стандартах [Электронный
ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия
7. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6-9 классы. Естествознание.
5 класс. М.: Просвещение, 2010. – 80 с.; Биология. 10-11 классы: проект. М.:
Просвещение, 2010. – 57 с. (Стандарты второго поколения.)
8. http://eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm Хуторской А.В.
Метапредметное
содержание образования с позиций человекосообразности
9.http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=%D1%85%D1%83%D1%82%D0%BE%D1%80%D
1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D
0%B7%2C%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D
0%BB%D0%B8%D0%B7%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BB%D0%B5
%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%8F&source=web&cd=4&sqi=2&ved=0CDMQFjAD&url=
http%3A%2F%2Fallanick.rusedu.net%2Fgallery%2F3609%2FRefleksivnodeyatelnostnye_tehnologii_v_rabote_pedagoga.doc&ei=9aKTUPuuHtKK4gSu4GABQ&usg=AFQjCNFbS_ACYjwyb2yUMzG4psKl2pZkbg&cad=rjt
Рефлексивнодеятельностные технологии в работе педагога
10.http://lida-sch1.ehost.by/index.php?option=com_content&view=article&id=200&Itemid=128
Требования к написанию и оформлению научно-исследовательских работ. Методические
материалы по научно-исследовательской деятельности СШ № 1 г. Лиды
11.http://uchitelmatematiki.jimdo.com/%D0%BD%D0%B8%D1%80/%D1%82%D1%80%D0%
B5%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BA%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1
%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B5/
Подготовка
и
защита
исследовательской работы учащихся
12. http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm Развитие критического мышления через чтение и
письмо.
13. http://ozyorsk-shkola-nach.ru/?page_id=394 Рыбакова Т.В. Метапредмет

14. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к
мысли. Система заданий: пособие для учителя / [Асмолов А.Г., Бурменская Г.В.,
Володарская И.А. и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. – 159 с.: ил.
15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и
фразеологических выражений. /Российская акад. Наук. Институт русского языка им. В.В.
Виноградова. -4-е изд., доп. – М.: А Темп, 2004. – 944 с.
16.http://smdp.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=100:howdramatize&catid=
69:2010-06-04-08-51-42 Громыко Н. В. Как сценировать и проводить
учебное
«метапредметное» занятие


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».