ООП НОО МАОУ СОШ № 125 Приложение РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Отряд юных инспекторов движения «Светофорики» Начальное общее образование 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОТРЯД ЮНЫХ ИНСПЕКТОРОВ ДВИЖЕНИЯ «СВЕТОФОР» Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Отряд юных инспекторов движения «Светофорики» Сроки реализации программы: 4 года (135 часов – 1 час в неделю 33 часа - первый год обучении 34 часа - второй год обучения 34 часа – третий год обучения 34 часа – четвертый год обучения Основное содержание по темам Формы организации Виды деятельности Тема 1. Улица полна неожиданностей. (11 часов) беседа, работа в группах, Теория: Зачем нужно знать Правила игра, практические занятия Дорожного Движения? Безопасность на улице. Наш город, посёлок, где мы живём. Опасности на наших улицах. Мы идём в школу. Школа безопасности. Движение пешеходов и машин. Правила перехода через дорогу. Школа безопасности. Посвящение в пешеходы. Добрая дорога Практика: Оформление уголка по безопасности ДД. Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом». Тема 2. Наши верные друзья. (10 часов) познавательная, игровая деятельность, проблемноценностное общение. беседа, работа в группах, Теория. игра, практические Наши друзья – дорожные знаки. занятия. Знакомство со знаками. Дорожные знаки – пешеходам. Светофор и его сигналы. Виды пешеходных переходов. Чтение дорожных знаков. Творческая мастерская. Безопасный путь в школу. А знаешь ли ты. Почитаем знаки? Практика. Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов. Решение задач, карточек по ПДД. Тема 3. Это должны знать все. (12 часов) познавательная, игровая деятельность, проблемноценностное общение. беседа, работа в группах, Теория. игра, практические Правила движения в колонне. занятия Где можно играть? Мы пассажиры общественного транспорта. Мы едем, едем, едем… Мы пассажиры личного транспорта. Загородная дорога. Пешеход на загородной дороге. Мой друг – велосипед. Учимся соблюдать ПДД. Итоговое занятие Практика. Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам. Разработка викторины по ПДД в уголок. Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят». Составление памятки: «Юному велосипедисту». Тема4. Дорожная азбука (13 часов) познавательная, игровая деятельность, проблемноценностное общение. беседа, работа в группах, Теория. игра, практические Улица полна неожиданностей. занятия Безопасность на улице. «Безопасный путь: Дом-школа-дом». Школа безопасности. Движение пешеходов и машин. Улица .Тротуар .Проезжая часть. Где и как надо переходить дорогу? Дорожные знаки. Дорожная разметка и её предназначение. Перекресток и его виды. Итоговое занятие Практика: Участие в конкурсах по правилам ДД. Тема 5. Наш друг – светофор (6 часов) познавательная, игровая деятельность, проблемноценностное общение. беседа, работа в группах, Теория. игра, практические Светофор и его сигналы. Сигналы регулирования дорожного занятия движения. «Красный, желтый, зеленый». Итоговое занятие Практика. Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика. Светофор своими руками. Тема 6. Мы – ЮИД (15 часов) познавательная, игровая деятельность, проблемноценностное общение. беседа, работа в группах, Теория: Мы - пассажиры. Обязанности игра, практические водителей, пешеходов и пассажиров. занятия Виды транспорта (наземный, водный, воздушный). Правила поведения в общественном транспорте. «Учимся соблюдать правила дорожного движения» . Что такое –хорошо?. ПДД. Мой друг – велосипед. Ремень безопасности. Гимн ЮИД. ЮИД. Безопасное лето. Вместе. Практика: Разучивание Гимна ЮИД Подготовка праздничной программы. Мы – ЮИД. Оформление правил безопасного лета для первоклассников и школы развития Тема 7. Правила дорожного движения (12 часов) познавательная, игровая деятельность, проблемноценностное общение. беседа, работа в группах, Теория: игра, практические « Улица и мы». занятия Обязанности пешеходов. Сигналы светофора. Пешеходные переходы. Правила поведения на улице. Элементы улиц и дорог. Движение по улицам и дорогам. Переход улицы на нерегулируемом перекрестке. Сигналы регулировщика. Дорожные знаки. Виды дорожных знаков. ГИБДД – помощник и друг. Практика: Составление теста по ПДД для учащихся начальной школы Подготовка конкурсов на знание дорожных знаков Тема 8. Мой друг – велосипед! (5 часов) познавательная, игровая деятельность, проблемноценностное общение. беседа, работа в группах, Теория: Правила езды на велосипеде по игра, практические занятия улицам и на проезжей части. Езда на велосипеде. Устройство велосипеда. Требования к велосипеду. познавательная, игровая деятельность, проблемноценностное общение. Фигурное вождение велосипеда. Порядок движения группы велосипедистов. Освоение приемов профилактики и ремонта велосипеда. Устройство велосипеда. Практика: Конкурс рисунков «Грамотный велосипедист» Конкурс поделок «Устройство велосипеда» Просмотр видеофрагментов о правилах вождения велосипеда. Тема 9. Безопасность и правила безопасности ( 16часов) беседа, работа в группах, Теория: игра, практические ПДД и пешеход. занятия Правила безопасности пешехода. Безопасное пользование общественным транспортом. Общественный транспорт. Я- пешеход. Я б в водители пошел, пусть меня научат! Я – водитель! Поведение во дворах и парковых зонах. Практика: Игра «Мой двор. Запрещается, разрешается» Мастерская дорожных знаков. В мире дорожных знаков. Тема 10. Основы доврачебной медицинской помощи (16 часов) познавательная, игровая деятельность, проблемноценностное общение. беседа, работа в группах, Теория: Общие принципы оказания игра, практические занятия доврачебной помощи. Знай и умей. Я сам. Состав и назначение автоаптечки. Чрезвычайные ситуации на дороге. Поведение при аварийной ситуации. Техника наложения повязок. Первая помощь при общих ранениях. Наложение жгута и повязок. Первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей. Остановка кровотечений. Первая помощь при несчастных случаях. познавательная, игровая деятельность, проблемноценностное общение. Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца. Первая помощь при ожогах и отморожениях. Транспортировка при различных видах травм. Оказание первой доврачебной помощи. Практика. Встреча с медицинским работником по практическим вопросам. Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Транспортировка пострадавшего. Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания. Тема 11. Пропаганда ПДД (18 часов). беседа, работа в группах, Теория: Знаешь ли ты правила дорожного игра, практические занятия, акции движения? «Друзья светофора». Красный , желтый, зеленый. Школа светофорных наук. «Перекресток». «Мой друг – велосипед». Безопасность на дороге. Оказание первой доврачебной помощи. Способы оказания первой доврачебной помощи. «Внимание, дети!». ЗОЖ. Практика: Акция «В объективе- безопасность.» Составление Дорожной азбуки. Встречи с интересными людьми – беседы о ПДД. Акция «Дети-дорога» познавательная, игровая деятельность, проблемноценностное общение. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Первый год обучения 1 класс – 33 часа №п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Наименование темы Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения? Безопасность на улице. Наш город, где мы живём. Опасности на наших улицах. Мы идём в школу. Школа безопасности. Движение пешеходов и машин. Правила перехода через дорогу. Школа безопасности. Посвящение в пешеходы Добрая дорога Наши друзья – дорожные знаки. Знакомство со знаками. Дорожные знаки – пешеходам. Светофор и его сигналы. Виды пешеходных переходов. Чтение дорожных знаков. Творческая мастерская Безопасный путь в школу. А знаешь ли ты? История ПДД Почитаем знаки? Правила движения в колонне. Где можно играть? Мы пассажиры общественного транспорта. Мы едем, едем, едем… Мы пассажиры личного транспорта. Загородная дорога. Пешеход на загородной дороге. Мой друг - велосипед Учимся соблюдать ПДД. Итоговое занятие «Наши верные друзья – знаки» Выступление агитбригады Праздник «Мы – ЮИД» Второй год обучения 2 класс – 34 часа №п\п 1 2 3 4 5 6 Наименование темы Вводное занятие Улица полна неожиданностей Безопасность на улице «Безопасный путь : Дом-школа-дом» Школа безопасности Движение пешеходов и машин 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Улица .Тротуар. Проезжая часть. Где и как надо переходить дорогу? Дорожные знаки Дорожные знаки. Конкурсы Дорожная разметка и её предназначение Перекресток и его виды Итоговое занятие «Дорожная азбука» Светофор и его сигналы Сигналы регулирования дорожного движения Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика «Красный, желтый, зеленый» Светофор своими руками Итоговое занятие «Наш друг – Светофор» Мы - пассажиры Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров Виды транспорта (наземный, водный, воздушный) Правила поведения в общественном транспорте «Учимся соблюдать правила дорожного движения» Что такое –хорошо? ПДД Мой друг - велосипед Ремень безопасности Гимн ЮИД ЮИД Безопасное лето Вместе Подготовка праздничной программы Мы - ЮИД Третий год обучения 3 класс – 34 часа №п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14. 15 16 17 Наименование темы Вводное занятие «Улица и мы» Обязанности пешеходов Сигналы светофора Пешеходные переходы Правила поведения на улице Элементы улиц и дорог Движение по улицам и дорогам Переход улицы на нерегулируемом перекрестке Сигналы регулировщика Дорожные знаки Виды дорожных знаков ГИБДД – помощник и друг Правила езды на велосипеде по улицам и на проезжей части Езда на велосипеде Устройство велосипеда Требования к велосипеду Фигурное вождение велосипеда 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Общественный транспорт Я –пассажир Правила безопасности пешехода Контроль знаний «Велосипед – друг мой» ПДД и пешеход. Правила безопасности пешехода Я- пешеход Я б в водители пошел, пусть меня научат! Я – водитель! Поведение во дворах и парковых зонах Мой двор. Правила. Игра «Мой двор. Запрещается, разрешается» Мастерская дорожных знаков Дорожные знаки своими руками В мире дорожных знаков Итоговый урок «Безопасность на дороге» Праздник «Знаки и мы» Четвёртый год обучения 4 класс – 34 часа №п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Наименование темы Общие принципы оказания доврачебной помощи Чрезвычайные ситуации на дороге Знай и умей Я сам Поведение при аварийной ситуации Техника наложения повязок Первая помощь при общих ранениях Наложение жгута и повязок Первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей Остановка кровотечений Первая помощь при несчастных случаях Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца Первая помощь при ожогах и отморожениях Транспортировка при различных видах травм Оказание первой доврачебной помощи Контроль знаний «Основы ДМП» Знаешь ли ты правила дорожного движения? В объективе – безопасность. Акция «Друзья светофора» Красный, желтый, зеленый. Школа светофорных наук Люди говорят о ПДД… Дорожная азбука «Перекресток» «Мой друг – велосипед» Что мы знаем о велосипеде? Безопасность на дороге Расскажи о ПДД 29 30 31 32 33 34 Оказание первой доврачебной помощи Способы оказания первой доврачебной помощи «Внимание, дети!» ЗОЖ Дети-дорога ЮИД звучит гордо!