РП Прикладная экономика ООО

ООП ООО МАОУ СОШ № 125

Приложение № 3

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Прикладная экономика»
для 5-9 классов

6

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Воспитанная Российская гражданская идентичность, воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной.
2.

Готовность

и

способность

обучающихся

к

саморазвитию

и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде.
3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики.
4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, гражданской позиции.Готовность и способность вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
5. Готовность к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потребительстве.
6. Идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований,
освоение

компетентностей

интериоризация

ценностей

в

сфере

организаторской

созидательного

отношения

деятельности;
к

окружающей

социальной действительности, ценностей социального творчества, ценности
продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе
и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование
компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии
изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала.
7.

Сформированность

основ

экономической

культуры,

основ

экономического мышления, умения сознательно и эффективно определять
области применения своих возможностей, понимать выгоду своего образования,
развития,

совершенствования,

владение

первоначальными

навыками

хозяйственной, экономической деятельности личности и семьи, воспитание
чувства хозяина, собственника, экономически осознанного отношения к труду и
его

результатам,

сформированность

основ

культуры

потребительского

поведения, основы правового мышления в сфере потребительского права,
стремление к повышению качества жизни.
5 – 7 классы
Осознание значимости базовых личностных качеств: личностные, трудолюбие,
дисциплинированность, настойчивость, ответственность, любознательность,
бережное отношение средствам и результатам труда, а также к времени и
материальным

ценностям,

формировать

предпосылки

экономического

мышления и экономической культуры.
8-9 классы
Сформированность основ экономической культуры, основ экономического
мышления, освоение основных форм проявления экономических отношений и
правовых норм, уметь сознательно и эффективно определять области
применения своих возможностей, понимать выгоду своего образования,
развития,

совершенствования,

владеть

первоначальными

навыками

хозяйственной, экономической деятельности личности и семьи, воспитать
чувство хозяина, собственника, экономически осознанного отношения к труду и
его результатам, сформировать основы культуры потребительского поведения,
основы правового мышления в сфере потребительского права, ориентироваться
в законодательстве Российской Федерации по защите прав потребителей, уметь
защищать свои права как потребителя, стремиться к повышению качества жизни,
уметь ориентироваться в кредитно-денежных отношениях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать

мотивы

и

интересы

своей

познавательной

деятельности.

Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные

результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 выдвигать

версии

решения

проблемы,

формулировать

гипотезы,

предвосхищать конечный результат;
 ставить

цель

деятельности

на

основе

определенной

проблемы

и

существующих возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей,
составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной
задачей;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов);
 выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
 определять

потенциальные

затруднения

при

решении

учебной

и

познавательной задачи и находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную

траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и
требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности, по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных
характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной
задачи;
 анализировать

и

обосновывать

применение

инструментария для выполнения учебной задачи;

соответствующего

 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы
действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки
своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить

реальные

и

планируемые

результаты

индивидуальной

образовательной деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта
учебной деятельности;
 демонстрировать

приемы

регуляции

психофизиологических/

эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения
эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления
проявлений

утомления),

эффекта

активизации

(повышения

психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить

логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его
признаки и свойства (под-идеи);
 выстраивать логическую цепь ключевого слова и соподчиненных ему слов;
 выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные
быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
 самостоятельно указывать па информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные
причины/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной
причины, самостоятельно осуществляя причинно- следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся
сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения
задачи;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с
выделением существенных характеристик объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в
текстовое, и наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного
проекта,

исследования

(теоретического,

эмпирического)

на

основе

предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных
критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;

 преобразовывать

текст,

«переводя»

его

в

другую

модальность,

интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный,
научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
 критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его

в

познавательной,

коммуникативной,

социальной

практике

и

профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических делах по
защите окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
 формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
11. Формирование основ формально-логического мышления, рефлексии,
что будет способствовать:
 порождению нового типа познавательных интересов (интереса не только к
фактам, но и к закономерностям);
 расширению

и

переориентации

рефлексивной

оценки

собственных

возможностей – за пределы учебной деятельности в сферу самосознания;
 формированию способности к целеполаганию, самостоятельной постановке

новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности.
12.

В

результате

целенаправленной

учебной

деятельности,

осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе
освоения системы научных понятий, у выпускников будут заложены:
 потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы,
затрагивающие

основы

знаний,

личный,

социальный,

исторический

жизненный опыт;
 основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
 основы ценностных суждений и оценок;
 уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать
невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в
установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
 основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования
различных

точек

зрения,

взглядов,

характерных

для

разных

социокультурных сред и эпох.
13. Формирование готовности и способности к выбору направления
профильного образования способствуют:
 целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и
видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и
избирательности интересов;
 реализация

уровневого

подхода

как

в

преподавании

(на

основе

дифференциации требований к освоению учебных программ и достижению
планируемых результатов), так и в оценочных процедурах (на основе
дифференциации содержания проверочных заданий и/или критериев оценки
достижения планируемых результатов на базовом и повышенных уровнях);
 формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе
использования критериальной системы оценки;
 организация системы проб подростками своих возможностей (в том числе
предпрофессиональных проб) за счет использования дополнительных
возможностей образовательной деятельности, в том числе в рамках
внеурочной

деятельности,

дополнительного

возможностей образовательной организации;

образования,

иных

 целенаправленное формирование в курсе технологии представлений о рынке
труда

и

требованиях,

предъявляемых

различными

массовыми

востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего
труженика;
 приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и
профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов,
склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями
профессиональной деятельности.
14. Развитие экономического мышления. Обучающийся сможет:
 понять экономические, социальные и политические взаимоотношения в
обществе;
 осознать

ценность

образования

и

его

необходимость

для

квалифицированного выполнения любой работы;
 понять и осознать связь между школьными знаниями и их будущим
профессиональным выбором;
 объяснять действия рыночного механизма на конкретных примерах, чтение
и построение графиков и диаграмм, экономические расчеты и вычисления.
Коммуникативные УУД
16. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение. Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;

 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии
уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
17. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнера в рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для

выделения смысловых блоков своего выступления;
 использовать

невербальные

средства

или

наглядные

материалы,

подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
18. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции),
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями
и другими поисковыми системами. Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, словари,
другие поисковые системы, необходимые для решения учебных и
практических задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;
 выделять

информационный

аспект

задачи,

оперировать

данными,

использовать модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для
решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том
числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов,
создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать

информационную

гигиену

и

правила

информационной

безопасности;
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
 формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Формирование компонентов проектной и исследовательской деятельности
 постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей
возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы;
 выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла
исследования;
 планирование

исследовательских

(проектных)

работ

и

выбор

необходимого инструментария;
 поиск решения проблемы, проведение исследования (проектных работ) с
поэтапным контролем и коррекцией результатов;
 представление (изложение) результатов исследования или продукта
проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой,
оформление

результатов

деятельности

как

конечного

продукта,

формулирование нового знания;
 обсуждение и оценка полученных результатов и применение их к новым
ситуациям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Выпускник научиться:
понимать смысл основных теоретических положений экономической
науки: основные проблемы экономики, основные экономические принципы
функционирования семьи, фирмы, рынка и государства;
описывать: предмет экономической науки, факторы производства,
основные экономические объекты, выделяя их существенные признаки; человека
как участника экономической деятельности;
объяснять: экономические явления, предмет экономической науки,
факторы производства, альтернативная стоимость, цели фирмы, основные виды
налогов, банковскую систему, рынок труда;
сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину
предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационноправовые формы предприятий, акции и облигации;
вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и
предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения

формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; смету (бюджет)
доходов и расходов, уровень безработицы;
определять группы основных потребностей семьи, возможные ресурсы
семьи, необходимые, желательные и престижные товары и услуги, возможности
своего участия в семейном хозяйстве;
определять виды ресурсов, богатство региона различными видами
ресурсов, понимать проблему ограниченности ресурсов, ресурсы, которые
необходимы для организации предприятия, определять основные формы
собственности и организации предприятий, составлять простой бизнес-план;
определять предпринимательство как самостоятельную деятельность,
формы предпринимательства, описывать личные качества предпринимателя;
формулировать личные качествах менеджера, маркетолога, основные
направления деятельности в сфере менеджмента и маркетинга, определять виды
рекламы, презентации как форме продвижения товара на рынке, особенности
сбыта, правила персональной продажи;
определять что такое «экспорт», «импорт», разделение труда и
производительность, двигатели и роль международной торговли в мировом
хозяйстве, конкуренцию на мировом рынке товаров, услуг и технологий,
распределение ресурсов на мировом уровне;
характеризовать мировой финансовый рынок, национальные валюты и
способы их обмена;
приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных
налогов; международной торговли; экономических объектов определенного
типа, экономических отношений; ситуаций, регулируемых различными видами
экономических механизмов; деятельности людей в различных сферах;
использовать

приобретенные

знания

и

умения

в

практической

деятельности и повседневной жизни для: исполнения типичных экономических
ролей; решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
совершенствования

собственной

познавательной

деятельности;

оценки

происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
осуществления

самостоятельного

экономической информации;

поиска,

анализа

и

использования

оценивать поведение людей с точки зрения экономических норм,
экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного
материала,

отражающие

типичные

ситуации

в

экономической

сфере

деятельности человека, осуществлять поиск экономической информации по
заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и
другие адаптированные источники);
понимать значение навыков общения, правильной речи и культуры
общения для успеха в деловом мире, роль первого впечатления в установлении
контакта с окружающими, свои интересы и способности, иметь представление о
дееспособности, и условиях трудоустройства подростков;
владеть понятием «рынок труда», собеседование, правилами составления
бюджетов разных уровней.
Выпускник сможет научиться:
определять общие правила ведения домашнего хозяйства;
определять структуру и источники семейного бюджета;
определять возможности экономии в семейном бюджете;
определять качества рачительного хозяина;
определять экономические связи семьи с рыночными структурами;
организовывать собственное дело.
оценивать влияние коррупции на распределение и расходование
государственных средств и ресурсов;
оценивать коррупцию как фактор снижения экономического роста,
инвестиций,
граждан.

предпринимательской

активности,

общего

благосостояния

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5 класс «НАШ РЕГИОН»
РАЗДЕЛ 1: «ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНА»
Политико-административная карта РФ, понятия «регион», «область», соседи Свердловской
области, размеры территории, граница Европа-Азия, влияние географического положения на
развитие экономических связей области. Исторические предпосылки образования региона и
города. Климатические особенности региона. Основатели города Екатеринбурга (Генин,
Татищев, строительство железоделательного завода.
Практические занятия: работа с картой. Работа с историческим источником.
РАЗДЕЛ 2: « РЕСУРСЫ РЕГИОНА»
Трудовые ресурсы - население, его численность, крупные города, качество трудовых
ресурсов, профессии, образование.
Понятие земельных ресурсов, виды землепользования в Свердловской области,
собственность на землю. Богатство Урала (Свердловская область полезными ископаемыми.
Капитальные ресурсы. Предпринимательство как ресурс, предпринимательские качества
личности. Виды бизнеса в Свердловской области их зависимость от ресурсов.
Взаимодействие предприятий региона.
Практические занятия: Работа с картой, заполнение карточек «Ресурсы»,
изучение коллекционных экземпляров полезных ископаемых.
РАЗДЕЛ 3: «КАК МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ РЕСУРСЫ»
Объединение различных ресурсов (трудовых, земельных и др. для производства товара,
ограниченность ресурсов. Разделение труда (специализация, профессиональные навыки,
выбор профессии. Взаимосвязи между производителями. Сырьевые ресурсы и
промышленность.
Практические занятия: Деловые игры «Профессия», «Ограничены ли ресурсы?», «Как
работает регион?» Работа с атласами. Организация технологического процесса
изготовления книги.
РАЗДЕЛ 4: «ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА РЕГИОНА»
Продукты и отходы производства, проблема переработки отходов и городских свалок.
Практические занятия: Разработка и защита проектов по использованию и
переработки отходов производства.
РАЗДЕЛ 5: «МЫ ПРИНИМАЕМ РЕШЕНИЯ»
Ответственность при выборе решения, роль менеджера (управляющего, важность
решения экологических проблем. Составные части производственного процесса,
альтернатива, стоимость производства, конкуренция, необходимость рекламы.
Практические занятия: Управленческое решение. Организация
производственного процесса.
РАЗДЕЛ 6: «КАК РАБОТАЕТ ПРЕДПРИЯТИЕ»
Статьи расхода и дохода, виды налогов, прибыльность, убыточность
производства, стартовый капитал.
Практические занятия: Деловая игра «Как работает предприятие»
РАЗДЕЛ 7: «ХОЗЯЙСТВО ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА»
Функции различных зон города, состав городского хозяйства. Промышленные
предприятия города, виды транспорта, виды торговли (оптовая, розничная. Понятие
инфраструктуры, производство товаров и услуг, обеспечивающих жизнедеятельность
города. Совершенствование планировки города, изменение облика города, уменьшение

промышленного строительства, увеличение строительства объектов социальной сферы.
Практические занятия: Деловая игра «Рынок».
РАЗДЕЛ 8: «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА»
Развитие социальной сферы, строительство новых школ, детских садов, учреждений
образования и здравоохранения, культуры. Проведение мероприятий, направленных на
улучшение экологической обстановки в области, увеличение затрат на очистку воды,
воздуха, почвы, загрязнение окружающей среды и его влияние на экономику,
взаимосвязь экономики и экологии. Укрепление банковской системы, политические и
экономические аспекты использования возможных кредитов, социальное страхование.
Личная и частная собственность, «живые» и «мертвые» деньги, норма прибыли на
вложенный капитал, конкуренция между частными производителями.
Практическое занятие: Исследование проблем предпринимательства.
РАЗДЕЛ 9: «ПУТЕШЕСТВИЕ ТОВАРА»
Циклические потоки в экономике, взаимодействие между различными
предприятиями, регионами для производства какого-либо товара (например: волчки.
Практические занятия: Деловая игра «Волчок».
РАЗДЕЛ 10: «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РЕГИОНА»
Исторические причины возникновения торговли, могут ли изобретения быть товаром?
Товары стратегического значения, экспорт, импорт. Причины, побудившие регионы
(страны объединяться в экономический союз (СНГ.
Доходы и расходы государственного бюджета, причины возникновения бюджетного
дефицита, облигации государственного займа, налоги, две основные особенности теневой
экономики, нарушение закона при организации деятельности и уклонение от уплаты
налогов государству.
6 класс «НАША СТРАНА»
РАЗДЕЛ 1: «КАК ЖИВЕТ МОЯ СТРАНА»
Географическое положение нашей страны. Экономика страны. Правительство страны.
Национальное богатство. Государственный бюджет. Социальная политика. Денежная
единица страны, инфляция. Плановая и рыночная системы экономики. Преимущества
рынка.
Практические занятия: работа с политическими и физическими картами мира, России.
Работа с периодической печатью.
РАЗДЕЛ 2: «ОРГАНИЗАЦИЯ»
Организация предприятия, формы организации производства. Предпринимательство как
самостоятельная деятельность. Бизнес-план. Формы организации предприятий:
индивидуальное, товарищество, акционерное общество; их достоинства и недостатки.
Практические занятия: Составление бизнес-плана нового предприятия.
РАЗДЕЛ 3: « ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ»
Собственность, виды собственности (частная, личная, общественная, государственная.
История возникновения форм собственности. Объект собственности, собственник, право и
отношения собственности. Владение, распоряжение, пользование, присвоение
материальных благ. Общественные блага.
Практические занятия: Игра «Чья собственность?», Анализ жизненных ситуаций.
РАЗДЕЛ 4: «МЕНЕДЖМЕНТ»
Менеджмент, менеджер, управление предприятием, функции менеджмента, планирование
работы фирмы, основные типы решений, принимаемые менеджером, координация разных
сфер деятельности фирмы. Фазы управления производством. Личностные качества
менеджера, роль образования. Качества работников, в которых заинтересован работодатель.

Практические занятия: разработка плана управления производством.
РАЗДЕЛ 5: «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ»
Профессиональный рост, карьера. Профессия, квалификация, профессиональная
деятельность, профессиональная пригодность, роль образования и самообразования
в профессиональном росте.
Практические занятия: тренинг профессионального роста.
РАЗДЕЛ 6: «ПРОИЗВОДСТВО»
Рыночный спрос, предложение. Изменение спроса. Изменение предложения. Регулирование
спроса и предложения, конкуренция. Производство. Формы и фазы производства.
Индивидуальный и конвейерный способ производства. Специализация и разделение труда,
производительность. Ответственность каждого работника в производстве качественного
товара. Важность менеджмента в области производства. Себестоимость продукции.
Лицензия, патент, сертификат.
Практические занятия: Организация модели производства, изучение спроса и
предложения, определение себестоимости продукции.
РАЗДЕЛ 7: «МАРКЕТИНГ»
Маркетинг, функции маркетинга. Изучение потребностей людей, рынка, анализ рыночных
возможностей, разработка новых товаров и услуг, торговые марки, упаковка, жизненный
цикл товара, продвижение товара на рынке. Маркетинговая стратегия. Личностные
качества маркетолога, роль образования.
Практические занятия: изучение спроса и предложения, разработка нового товара
и маркетинговой стратегии для его производства и сбыта.
РАЗДЕЛ 8: «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ»
Цена, ценообразования, факторы, влияющие на цену. Себестоимость и цена.
Полезность товара, структура цены.
Практические занятия: Расчет цены произведенной продукции.
РАЗДЕЛ 9: «РЕКЛАМА»
Реклама, рекламное агентство, рекламный агент. Виды рекламы, объект рекламы.
Рекламная кампания.
Практические занятия: Разработка разных видов рекламы.
РАЗДЕЛ 10: «СБЫТ»
Товарооборот, торговля, формы торговли. Предприятия торговли, товарная биржа.
Сбыт. Презентация товара. Стимулирование сбыта. Подведение итогов торговли.
Покупатель, продавец, защита прав потребителей. Правила персональной продажи.
Практические занятия: Организация модели торгового предприятия. Презентация товара.
РАЗДЕЛ 11: «ПОРТРЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ»
Предпринимательство, предприниматель. Личностные качества предпринимателя.
Практические занятия: тест на выявление предпринимательских качеств личности,
игра «Юный предприниматель».
РАЗДЕЛ 12: «ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА СТРАНЫ»
Экология страны, зоны экологического бедствия. Экономический рост и экология.
7 класс «НАШ МИР»
РАЗДЕЛ 1: «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»
Мировая экономика. Страны мира: географическое положение, климат, ресурсы,
население, территория, органы власти, экономические системы, уровень участия в мировом

хозяйстве, уровень и качество жизни населения, государственный бюджет. Экономическое
взаимодействие стран мира.
Практические занятия: работа с картами мира, составление картотеки стран мира,
игра «Кругосветное путешествие».
РАЗДЕЛ 2: «ВЕСЬ МИР В МОЕМ ДОМЕ»
Внешняя и внутренняя торговля. Мировой рынок, двигатели международной торговли.
Экспорт. Импорт. Структура экспорта и импорта. Конкуренция на мировом рынке.
Лицензия, патент, сертификация, таможня. Мировые изобретения, мировая культура.
Практические занятия: заполнение формы «аналоги импортных товаров»,
составление рейтингов товаров и услуг по качеству, цене, полезности. Исследование
экспортных возможностей нашей страны. Определение «происхождения» товара.
РАЗДЕЛ 3: «ПОЧЕМУ СТРАНЫ ТОРГУЮТ»
Международная специализация и кооперация производства. Историко-географические
причины возникновения мировой торговли. Значение мировой торговли для экономики
страны, фирмы, делового человека, для каждого из нас. Преимущества и недостатки
мировой торговли. Мировые рынки товаров, услуг, технологий. Проблема выхода на
мировой рынок.
Практические занятия: Исследование рынка импортных товаров и услуг, экспортных
возможностей. Заполнение формы: чем заменить импортные товары.
РАЗДЕЛ 4: «РЕСУРСЫ СТРАНЫ»
Факторы (ресурсы производства. Земельные, трудовые, капитальные ресурсы, развитие
предпринимательства в разных странах мира. Формы собственности на ресурсы.
Получение доходов (рента, дивиденд, зарплата и др. Экономическое взаимодействие стран
мира, перспективы развития. Распределение ресурсов на мировом уровне.
Практические занятия: определение ресурсов, необходимых для производства различных
товаров и услуг, установление цепочки экономических связей на мировом рынке, определение
вида доходов от права собственности на ресурс, сравнительный анализ ресурсов на
примере некоторых стран.
РАЗДЕЛ 5: «ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ»
Различие бартера и торговли. Валютная система страны, ее элементы: валюта,
конвертируемость валюты, валютный курс, кросс-курс, факторы, влияющие на динамику
валютного курса, режим валютного курса. Золотой и валютный запас страны, валютные
операции, участие банков в операциях с валютой. Платежный баланс, составные части,
роль экспорта и импорта, уравновешевание баланса, валютные ожидания.
Практические занятия: определение валютных курсов, динамику валютных курсов.
РАЗДЕЛ 6: «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»
Способы ведения хозяйства: виды, существенные признаки, различия, положительные и
отрицательные стороны, роль государства. Натуральное, товарное, смешанное
хозяйство. Производство продукта для обмена, продажа товара, разделение труда,
преимущества товарного хозяйства. История развития экономических систем.
Практические занятия: установление соответствий между экономической системой
и страной мира.
РАЗДЕЛ 7: «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК»
Мировой финансовый рынок, движение капиталов, инвестиции, фондовая биржа.
Практические занятия: принятие совместного решения о целесообразности инвестиций в
производство.
РАЗДЕЛ 8: «ОБРАЗОВАНИЕ И МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»
Трудовые ресурсы, научно-технический прогресс. Образование, самообразование.
Образование в разных странах мира, возможность получить образование за рубежом.

Значение уровня образования населения для экономики страны.
Практические занятия: установление соответствия между уровнем жизни населения
и уровнем образования в странах мира.
РАЗДЕЛ 9: «Я В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»
Значение мировой экономики в жизни граждан страны, туризм, международные
переговоры, проблема выхода на мировой рынок.
Практические занятия: Тренинг: «Как добиться успехов в международных переговорах?»
РАЗДЕЛ 10: «ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА»
Внешнеэкономическое сотрудничество, свободные экономические зоны, совместные
предприятия, корпорация, холдинг. Конфликты, порождаемые мировыми
экономическими отношениями, экономические войны, «протекционизм».
Практическое занятие: принятие решения о разрешении экономических конфликтов.
РАЗДЕЛ 11: «ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА»
Экология, локальные и глобальные экологические проблемы. Международные
организации по защите окружающей среды.
Практические занятия: принятие совместного решения по проблемам
экономического роста и окружающей среды.
РАЗДЕЛ 12: «ЭКОНИМИКА, ЗЕМЛЯ, ВСЕЛЕННАЯ»
Вселенная, космос, ресурсы космоса, новые технологии в космосе. Развитие
экономики страны с освоением космических пространств. Профессии, связанные с
космосом.
Практические занятия: разработка и защита проектов «Смотрим в будущее».
8 – 9 класс «Основы рыночной экономики»

8 класс

ТЕМА 1 Роль экономики.
Экономика наука и хозяйственная деятельность: понятие и взаимодействие.
Основные вопросы экономики Типы экономических систем.
Практические занятия: упражнения «Основные вопросы экономики: что, как, кто?»
ТЕМА 2 Рынок.
Понятие товаров и услуг. Определение рынка и рыночной экономики.
Взаимодействие предприятий и потребителей. Домашнее хозяйство как основная
экономическая единица.
Практические занятия: практическая работа «Взаимодействие факторов производства».
ТЕМА 3 Потребительский рынок.
Определение и основные характеристики потребительского рынка. Товары длительного
и краткосрочного пользования. Товары особого спроса. Оценка потребительских свойств
товара и услуги.
Практические занятия: упражнение «Потребительский рынок».
ТЕМА 4 Бизнес и общество.
Взаимодействие между предприятиями и домашними хозяйствами на рынке товаров и услуг
и факторов производства. Организационная структура экономики: модель потоков
ресурсов, продуктов и денежных средств.
Практические занятия: Деловая игра «Рынок пирожков».
ТЕМА 5 Действие законов спроса, предложения и цены.
Действие закона спроса. Действие закона предложения. Роль и значение цены в
условиях рыночной экономики. Взаимодействие цены, спроса и предложения.

Практические занятия: деловая игра «Спрос и предложение».
ТЕМА 6 Собственность и конкуренция.
Понятие и виды собственности. Соотношение конкуренции с многообразием
производимых товаров и услуг и их предложением потребителям. Значение конкуренции
для экономического развития общества и его субъектов. – потребителей и производителей.
Практические занятия: деловые игры: «Ценовая конкуренция», «Неценовая конкуренция»,
«Маркетинг».
ТЕМА 7 Формы организации бизнеса.
Организационно – правовые формы бизнеса. Достоинства и недостатки
индивидуальных предприятий, товариществ и общества. Направления финансирования
бизнеса. Отличительные черты, достоинства и недостатки кооперативов.
Практические занятия: ролевая игра «Мой бизнес».
ТЕМА 8 Маркетинг.
Составляющие понятия маркетинг и маркетинг – плана. Анкетирование и опрос в
маркетинговых исследованиях. Виды и средства рекламы. Содержание
рекламного объявления.
Практические занятия: практическая работа «План маркетинга или жизненный
цикл продукта». Практическая работа «Реклама».
ТЕМА 9 Ценообразование.
Механизм ценообразования. Типичные затраты предприятий. Пути извлечения прибыли.
Практические занятия: упражнение «Сладкая жизнь».
ТЕМА 10 Основы предпринимательства.
Роль предпринимательства в рыночной экономике. Оценка новаторских проектов в бизнесе.
Основы составления бизнес – плана.
Практические занятия: упражнения «Предприниматель», «Как организовать
свое дело», практическая работа «Бизнес-план».
ТЕМА 11 Социальная ответственность бизнесмена.
Бизнес и жизнь общества: взаимовлияние. Ответственность предпринимателя перед
сотрудниками, потребителями, акционерами и обществом. Способы решения
проблемных ситуаций в предпринимательской деятельности.
Практические занятия: дискуссия «Ответственность перед обществом».
ТЕМА 12 Государство и экономика.
Общество и государство: взаимодействие. Общественные блага. Роль государства в
экономическом развитии общества. Некоторые проблемы общества и пути их
преодоления.
Практические занятия: деловая игра «Компетенция государства».

9 класс
ТЕМА 1 Международный рынок.
Международный рынок товаров и услуг. Взаимодействие внутренних рынков и
международного. Международная торговля. Глобализация экономики.
ТЕМА 2 Национальное хозяйство
Природно – ресурсный потенциал национальных хозяйств. Распределение национальных
ресурсов. Эффективность использования производственных ресурсов различных стран
для производства определенных товаров и услуг.
Практические занятия: заполнение таблицы «Мировые ресурсы»

ТЕМА 3 Экономика страны и мировое хозяйство.
Принципы эффективного распределения ограниченных ресурсов. Основные вопросы
экономики и ответы на них в странах с различным общественным устройством.
Практическая работа «Типы экономических систем».
ТЕМА 4 Международное разделение труда.
Стадии производственного процесса. Образование добавленной стоимости и ее влияние на
цены. Как используется добавленная стоимость в системе национальных счетов. Примеры
международного разделения труда. Практические занятия: «Добавленная стоимость».
ТЕМА 5 Международное производство.
Влияние производительности труда на международную торговлю. Международное
разделение труда в производстве товаров и услуг в мировом масштабе.
ТЕМА 6 Международная торговля
Импорт и экспорт: понятия и принципы взаимодействия. Объем и структура внешней
торговли. Влияние уровня развития национальной торговли на степень участия страны в
международной торговле. Понятия абсолютного и относительного преимущества.
Практические занятия: упражнения в группах «Объем торговли»
ТЕМА 7 Валютный курс.
Международные платежи в торговле. Валюта разных стран: функции и взаимодействия.
Влияние колебания валютного курса на международную торговлю.
Практические занятия: упражнение «Европейские каникулы»
ТЕМА 8 Торговые барьеры.
Причины установления торговых барьеров. Воздействие торговых барьеров на
международную торговлю. Деятельность международных организаций «Генеральное
соглашение о тарифах и торговле» (ГАТТ) и всемирной торговой организации (ВТО).
Практические занятия: практическая работа «Кто-то теряет, кто-то находит»
ТЕМА 9: «ВЫБОР ПРОФЕССИИ»
Разнообразие профессий, сферы профессиональной деятельности, группы профессий.
Профессиональные качества, профессиональная пригодность.
Тест «Мои интересы, мои сильные и слабые стороны».
ТЕМА 10: «КАК НАЙТИ И УСТРОИТЬСЯ НА РАБОТУ»
Рынок труда и занятости, безработица, смена профессии, способы получения информации
о вакантных местах, условия труда, поиск работы для подростков. Составление резюме.
ТЕМА 11: «БЮДЖЕТ»
Личный бюджет, структура личных доходов и расходов, сбережения и накопления, баланс,
дефицит бюджета, его покрытие. Правила составления личного бюджета. Бюджет
подростка, оценка предполагаемых расходов с точки зрения необходимости и
приоритетности.
ТЕМА 12: «ВКЛАДЫ И СБЕРЕЖЕНИЯ»
Возможности накопления денежных средств. Решение задач на процентные ставки,
дисконтирование банковских процентов, заполнение банковских документов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс «НАШ РЕГИОН»
Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Историко-географические особенности региона.
Ресурсы региона.
Как мы используем ресурсы?
Экономика и экология региона.
Мы принимаем решения.
Как работает предприятие.
Хозяйство города Екатеринбурга.
Перспективы развития хозяйства региона.
Путешествие товара.
Экономические связи региона.

Кол-во
часов
3
8
4
2
3
3
1
1
3
1

6 класс «НАША СТРАНА»
Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Как живет моя страна
Организация
Формы собственности.
Менеджмент (управление)
Профессиональный рост.
Производство.
Маркетинг.
Ценообразование.
Реклама.
Сбыт.
Портрет предпринимателя.
Экология и экономика страны.

Кол-во
часов
2
2
4
2
1
6
4
2
3
3
2
1

7 класс «НАШ МИР»
Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Мировая экономика.
Весь мир в моем доме (импорт, экспорт).
Почему торгуют страны?
Ресурсы страны
Валютные курсы
Мировая экономика.
Международный финансовый рынок
Образование и мировая экономика.
Я в мировой экономике.
Экономика и политика
Экология и экономика.
Экономика, Земля, Вселенная.

Кол-во
часов
3
2
4
2
3
6
3
1
1
1
1
1

8-9 класс Основы рыночной экономики»
8 класс
Тема
Роль экономики.
Рынок.
Потребительский рынок.
Бизнес и общество.
Действие законов спроса, предложения и цены.
Собственность и конкуренция.
Формы организации бизнеса.
Маркетинг.
Ценообразование.
Основы предпринимательства.
Социальная ответственность бизнесмена.
Государство и экономика.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Кол-во
часов
2
1
2
2
4
4
4
4
4
3
1
1

9 класс
Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Международный рынок.
Национальное хозяйство
Экономика страны и мировое хозяйство.
Международное разделение труда.
Международное производство.
Международная торговля.
Валютный курс.
Торговые барьеры.
Выбор профессии
Как найти и устроиться на работу?
Бюджет
Вклады и сбережения

Кол-во
часов
1
2
2
1
1
2
2
2
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».