РП КБЖ ООО

ООП ООО МАОУ СОШ № 125

Приложение

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Культура безопасности
жизнедеятельности»
для 7 классов

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
– усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил
поведения на дорогах и на транспорте;
– формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного
образа жизни;
– усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества, воспитание патриотизма,
чувства ответственности и долга перед родиной;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору
профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего
образования;
– формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общества, учитывающего
социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного
мира;
– формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми
и достигать в нем взаимопонимания;
– освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных
группах и сообществах;
– развитие правового мышления и компетентности при решении
моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
– формирование экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и
бережного отношения к окружающей среде;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
– формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления
и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа
жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:

– умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать
и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;
– умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных
целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
– умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных
ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы,
контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями
обстановки;
– умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных
задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их
решения;
– овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их
выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и
познавательной деятельности;
–умение
формулировать
понятия
в
области
безопасности
жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные
связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на
деятельность человека;
– умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать
индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в
повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;
– освоение приемов действий и способов применения средств защиты в
опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
–умение разработать индивидуально и в группе, организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов;
–умение правильно применять речевые средства для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и
познавательных задач;
– формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий для решения задач
обеспечения безопасности;
– формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности,
умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной
практике, для профессиональной ориентации.
Предметные результаты:

–формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности
на основе осознания и понимания необходимости защиты личности,
общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
– формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и
разумного образа жизни;
– понимание
значимости
современной
культуры
безопасности
жизнедеятельности для личности и общества;
– понимание роли государства и действующего законодательства в
обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
– понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
– формирование установки на здоровый и разумный образ жизни,
исключающий употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и
нанесение иного вреда здоровью;
– формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной
позиции;
– понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
– знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм,
их последствий для личности, общества и государства;
– знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций, умение применять их на практике;
– умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;
– умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным
признакам, а также на основе информации из различных источников;
– умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной
ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей;
– овладение основами экологического проектирования безопасной
жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков
на территории проживания.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
1.1. Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их
возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора
на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной
безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной
безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или
общественном здании.
1.2. Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные
последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного
поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности
водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и
водителя мопеда.
1.3. Безопасность в быту
Особенности города (населенного пункта) как среды обитания
человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности
его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в
жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.
1.4. Безопасность на водоемах
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года.
Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и
необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само- и
взаимопомощь терпящих бедствие на воде.
1.5. Опасные ситуации социального характера
Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры
личной безопасности на улице, дома, в общественном месте.
1.6. Экология и безопасность
Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно
допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия,
проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной
экологической обстановкой.
Тема 2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в
природных условиях
2.1. Подготовка к активному отдыху на природе
Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения
и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу.
Определение необходимого снаряжения для похода.

Определение места для бивака и организация бивачных работ.
2.2. Активный отдых на природе и безопасность
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.
Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при
проведении лыжных, велосипедных и водных походов.
2.3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем
и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных
условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам
отдыха различными видами транспорта.
2.4. Обеспечение безопасности при автономном существовании
человека в природной среде Автономное существование человека в
природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия.
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при
автономном существовании.
2.5. Практическая подготовка к автономному пребыванию в
природной среде Ориентирование на местности. Способы определения
сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления
движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок
движения по маршруту. Определение места для бивака и организация
бивачных работ. Разведение костра, приготовление пищи на костре, меры
пожарной безопасности.
2.6. Опасные ситуации в природных условиях
Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение
безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них.
Клещевой энцефалит и его профилактика.
Тема 3. Обеспечение личной безопасности при угрозе
террористического акта
3.1. Наиболее опасные террористические акты
Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и
морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание
в них заложников.
3.2. Правила поведения при возможной опасности взрыва
Признаки, по которым можно судить о возникновении опасности
взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошел, если вас
завалило обломками стен.
3.3. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или
похищении
Правила поведения в случае захвата вас в заложники. Правила
поведения при нападении с целью похищения. Обеспечение безопасности
при захвате самолета. Правила поведения при перестрелке.

Тема 4. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера
4.1. Чрезвычайные ситуации природного характера
Чрезвычайные
ситуации
геологического
происхождения
(землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины).
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения
(ураганы, бури, смерчи). Чрезвычайные ситуации гидрологического
происхождения (наводнение, сели, цунами). Чрезвычайные ситуации
биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии,
эпизоотии и эпифитотии).
Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера,
рекомендации населения по безопасному поведению во время
чрезвычайных ситуаций.
4.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Потенциально опасные объекты. Аварии на радиационно-опасных,
химически
опасных,
взрывопожароопасных
объектах
и
на
гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера,
рекомендации населению по безопасному поведению во время
чрезвычайных ситуаций.
4.3. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера на
территории Свердловской области.
Характеристика ЧС в Свердловской области. Защита населения от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
рекомендации населению по безопасному поведению во время
чрезвычайных ситуаций.
4.4. Современный комплекс проблем безопасности социального
характера
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и
внутренние угрозы национальной безопасности России. Международный
терроризм - угроза национальной безопасности России. Наркотизм и
национальная безопасность России. Защита населения от чрезвычайных
ситуаций социального характера. Правила личной безопасности в
чрезвычайных ситуациях социального характера.
Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных
ситуаций
Тема 5. Организация защиты населения от чрезвычайных
ситуаций
5.1. Правовые основы обеспечения защиты населения от
чрезвычайных ситуаций

Положения Конституции Российской Федерации и федеральных
законов в области безопасности, определяющие защищенность жизненно
важных интересов личности, общества и государства от внешних и
внутренних угроз. Права и обязанности граждан в области безопасности
жизнедеятельности.
5.2. Организационные основы по защите населения страны от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС), задачи. Гражданская оборона как
составная часть национальной безопасности страны, ее задачи и
предназначение. Министерство Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий (МЧС России) – федеральный орган
управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций. Роль МЧС России в формировании современного уровня
культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны.
5.3. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по
защите населения от чрезвычайных ситуаций
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная
защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение
населения о чрезвычайных ситуациях.
Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные
работы в очагах поражения.
Тема 6. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в
Российской Федерации
6.1. Система борьбы с терроризмом
Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.
Законодательная и нормативно- правовая база по организации борьбы с
терроризмом. Основные принципы противодействия терроризму.
Контртеррористическая операция. Применение Вооруженных сил
Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
6.2. Государственная политика противодействия наркотизму
Основные понятия о наркотизме, наркомании, причинах их
распространения. Последствия наркомании и её влияние на национальную
безопасность России. Нормативно-правовая база борьбы с наркобизнесом.
Профилактика наркомании.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел III. Основы здорового образа жизни
Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие
7.1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная
сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья

человека и общества. Социально-демографические процессы в России и
безопасность государства. Особенности:
- физического развития человека;
- особенности психического развития человека; развитие и укрепление
чувства зрелости, развитие волевых качеств. Социальное развитие
человека и его взаимоотношения с окружающими людьми.
Формирование личности человека, значение и роль его
взаимоотношений
со
взрослыми,
родителями,
сверстниками.
Взаимоотношения
человека
и
общества.
Ответственность
несовершеннолетних.
7.2. Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения
человека, обеспечивающая совершенствование его физических и
духовных качеств. Психологическая уравновешенность и ее значение для
здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика
переутомления. Двигательная активность и закаливание организма —
необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное
питание. Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здорового
образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня
культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье
8.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье
Основные понятия вредных привычек. Курение, влияние табачного
дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его
влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и ее
отрицательные последствия на здоровье человека. Профилактика вредных
привычек.
8.2. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для
здоровья человека
Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции
и СПИДе. СПИД — угроза здоровью личности и общества. Профилактика
инфекций, передаваемых половым путем и ВИЧ-инфекции.
Тема 9. Правовые аспекты взаимоотношения полов
9.1. Семья в современном обществе
Законодательство и семья. Основы семейного права в РФ. Брак и
семья, основные понятия и определения. Семья и здоровый образ жизни,
основные функции семьи. Личные права и обязанности супругов. Права и
обязанности родителей.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой
медицинской помощи

Тема 10. Основы медицинских знаний
10.1. Основы медицинских знаний
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для
здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской
помощи при различных видах повреждений. Средства оказания первой
медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптечка. Природные
лекарственные средства. Перевязочные материалы, дезинфицирующие
средства. Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с
образом жизни. Профилактика неинфекционных заболеваний. Наиболее
часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути
передачи инфекции, меры профилактики.
Тема 11. Первая медицинская помощь при неотложных
состояниях
11.1. Правила оказания первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при отравлении. Первая медицинская
помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения
поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки
пострадавшего. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы
остановки кровотечения. Оказание первой медицинской помощи при
утоплении.
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном
ударах, при отморожении.
11.2. Первая медицинская помощь при остановке сердца
Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанимации.
Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких способом
«изо рта в рот» или «изо рта в нос». Сочетание проведения непрямого
массажа сердца и искусственной вентиляции легких.
Тема 12. Первая медицинская помощь при массовых поражениях
12.1. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой
медицинской помощи при массовых поражениях
Основные причины возникновения массового поражения людей
природного, техногенного и социального характера. Основные
мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей
(извлечение пострадавшего из-под завала; введение обезболивающих
средств; освобождение верхних дыхательных путей и др.).

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Тема
7 кл

1
2
3

4

1
2

Раздел 1. Безопасность и защита
человека в чрезвычайных ситуациях
Условия безопасного поведения учащихся
Экстремальные ситуации локального
характера и безопасность детей
Экстремальные ситуации природного и
техногенного происхождения и защита
населения от их последствий
Гражданская оборона, ее предназначение и
задачи по защите населения от последствий
чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени
Раздел 2. Основы медицинских знаний и
охрана здоровья детей
Основы медицинских знаний и правила
оказания медицинской помощи
Основы здорового образа жизни
ИТОГО:

3
2
11

2

8
8
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».