ООП СОО МАОУ СОШ № 125 Приложение РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы финансовой грамотности» для 10-11 классов ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок; понимание прав и обязанностей в сфере финансов, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы в сфере финансов; понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства; развитие финансовой грамотности, полезных финансовых привычек, целостного взгляда на безопасное поведение в управлении финансами; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами; готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, воспитание чувства хозяина, собственника, экономически осознанного отношения к труду и его результатам, сформированность основ культуры потребительского поведения, основы правового мышления стремление к повышению качества жизни; сформированность основ экономической культуры, основ экономического мышления, развития, совершенствования, владение первоначальными навыками хозяйственной, экономической деятельности личности и семьи; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; формирование способности оценивать информацию и принимать обоснованные решения в денежной сфере, развитие финансовой самостоятельности и личной ответственности за финансовые решения. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: самостоятельно определять цели деятельности, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; уметь самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выбирать путь достижения цели, составлять планы деятельности, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность. Владение умением решать практические финансовые задачи: владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям, определение стратегических целей в области управления личными финансами; постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей; планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами; подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач; обладать начальными сведениями о сущности и особенностях грамотного поведения в сфере потребления, сбережения, планирования бюджета и кредитования; владеть навыками обращения с деньгами в повседневной жизни и предпринимательской деятельности. Владение коммуникативными компетенциями: нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею; анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников, уметь работать с информацией для принятия финансовых решений. Предметные результаты: развитие финансовой грамотности обучающихся; развитие умение и навыков для принятия рациональных решений в сфере управления личными финансами; владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений; владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности; готовность и способность к саморазвитию и профессиональному самоопределению. Выпускник научится: – выбирать оптимальный вид инвестирования средств с использованием банков, рассчитывать собственную долговую нагрузку, подбирать оптимальный вид кредитования, знать свои права и порядок их защиты, сравнивать различные варианты вложения денежных средств в банк; – выбирать инструменты фондового рынка, работать с информационными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на рынке, определять основные риски, связанные с работой на фондовом рынке; – пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговую декларацию, оформлять заявление на получение налогового вычета; – понимать содержание договора страхования, уметь работать с правилами страхования, уметь актуализировать страховую информацию, уметь правильно выбрать условия страхования, уметь оперировать страховой терминологией, разбираться в критериях выбора страховой компании; – понимать нужность и важность процедуры страхования, проводить сравнение страховых продуктов; – определять потребность в капитале для развития бизнеса; – описывать ключевые этапы создания бизнеса, структуры бизнес-плана, финансовых расчётов, необходимых для ведения бизнеса; – различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности, рассчитать доходность инвестиций, диверсифицировать инвестиционный портфель с точки зрения минимизации рисков и приемлемости доходности, распознать финансовую пирамиду; – среди множества инвестиционных предложений, сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего капитала в различные инвестиционные инструменты; – определять размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора, размещённого на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать размер пенсии, выбирать негосударственный пенсионный фонд с точки зрения надёжности и доходности. Выпускник получит возможность научиться: – рассчитывать необходимые показатели эффективности работы на фондовом рынке; – рассчитывать сумму налогов к уплате, организовывать свои отношения с налоговыми органами, своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве; – принимать правильные решения о страховании на основе проведения анализа жизненной ситуации, оценивать надёжность страховой компании, оценивать правильность и прозрачность условий страхования; – рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, строить структуру управления на предприятии; – понимать основы маркетинга и менеджмента, необходимых для управления вновь созданным предприятием; – отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить себя от фарминга и фишинга; – оценивать доходность своих инвестиций, определять уровень риска инвестиционного портфеля; – выбирать оптимальное направление инвестирования накопительной части своей будущей пенсии. СОДЕРЖАНИЕ ГРАМОТНОСТИ» УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ 10 класс Тема 1: ПОЧЕМУ НУЖНО УМЕТЬ УПРАВЛЯТЬ ЛИЧНЫМИ ФИНАНСАМИ? (ВВЕДЕНИЕ) Деньги, функции денег, финансы, управление финансами как личными, так и как сфера профессиональной деятельности. Тест «Умеете ли вы обращаться с деньгами?», изучение финансовых решений, принимаемых людьми Тема 2: ЛИЧНЫЙ БАЛАНС И БЮДЖЕТ Баланс, активы и пассивы, бюджет, структура бюджета, бюджетное планирование, структура доходов и расходов, дефицит бюджета, покрытие дефицита бюджета. Потребитель, потребительские привычки населения, источники удовлетворения потребностей. Уровень доходов населения России и других стран мира. Наблюдение и запись в течение 1-2- х недель своих доходов и расходов, планирование личного бюджета на месяц. Тема 3: БАНКИ: ЧЕМ ОНИ МОГУТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫ В ЖИЗНИ Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит, кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, автокредитование, потребительское кредитование. Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита. Изучение и сравнение условий, предоставляемых местными банками по вкладам и кредитам для населения. Финансовые расчеты на простой и сложный банковский процент. Выбор подходящего вида вложения денежных средств в банке, оценка стоимости привлечения средств в различных финансовых организациях. Выбор оптимального вида инвестирования средств с использованием банков, расчёт долговой нагрузки, подбор оптимального вида кредитования, сравнение различных вариантов вложения денежных средств в банке. Тема 4: ФОНДОВЫЙ РЫНОК: КАК ЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РОСТА ДОХОДОВ Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок FOREX. Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок. Выбор подходящего инструмента инвестирования на фондовом рынке, риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, расчёт уровня доходности по инвестициям, анализ информации для принятия решений на фондовом рынке.Расчёт необходимых показателей эффективности работы на фондовом рынке, определение и нейтрализация основных рисков, связанных с работой на фондовом рынке. Тема 5: СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС: КАК СОЗДАТЬ И НЕ ПОТЕРЯТЬ Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы, расходы, прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний бизнес. Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала, структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и менеджмента в работе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение. Определение потребности в капитале для развития бизнеса, составление бизнесплана, расчет прибыли, налогов, порядок уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, построение структуры управления на предприятии. 11 класс Тема 6: ЛИЧНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ Ценности и выбор профессии, факторы выбора профессии, профессии в сфере финансов. Жизненные стратегии, этапы жизненного пути, пирамида возможностей Маслоу. Определение своих жизненных ценностей и потребностей, заполнение таблиц «Профессиональный выбор», «Цели и стратегии», «Чистые личные активы». Тема 7: РИСКИ В МИРЕ ДЕНЕГ: КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ РАЗОРЕНИЯ Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия инвестирования, инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля, финансовый риск, доходность, срок инвестирования, сумма инвестирования, финансовая пирамида, Хайп, фишинг, фарминг. Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды. Выбор приемлемой стратегии инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности, расчет доходности инвестиций, диверсифицикация инвестиционного портфеля с точки зрения минимизации рисков и приемлемости доходности, распознание финансовой пирамиды среди множества инвестиционных предложений, отличие фишингового сайта от подлинного, защита от фарминга и фишинга. Сравнение и выбор оптимального варианта размещения капитала в различные инвестиционные инструменты. Тема 8: СТРАХОВАНИЕ: ЧТО И КАК НАДО СТРАХОВАТЬ, ЧТОБЫ НЕ ПОПАСТЬ В БЕДУ Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное страхование, страхование ответственности, страховой случай, страховая выплата, обязательное и добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия. Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития страхового рынка в России, классификация страховых продуктов, условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев, особенности выбора страховой компании. Изучение местного рынка страхования медицинского, автострахования, имущества, жизни и здоровья. Тест «Способность идти на риск». Содержание договора страхования, работа с правилами страхования, необходимость актуализировать страховую информацию, выбор условий страхования, критерии выбора страховой компании. Тема 9: НАЛОГИ: ПОЧЕМУ ИХ НАДО ПЛАТИТЬ И ЧЕМ ГРОЗИТ НЕУПЛАТА Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация. Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых вычетов. Личный кабинет на сайте налоговой инспекции и способы получения актуальной информации о начисленных налогах и задолженности, заполнение налоговой декларации, оформление заявления на получение налогового вычета, расчет суммы налогов к уплате. Способы взаимоотношений с налоговыми органами. Тема 10: ОБЕСПЕЧЕННАЯ СТАРОСТЬ: ВОХМОЖНОСТИ ПЕНСИОННОГО НАКОПЛЕНИЯ Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания, негосударственное пенсионное обеспечение. Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по старости, знание о существующих программах пенсионного обеспечения. Что влияет на размер собственной будущей пенсии, расчет размера пенсии с помощью калькулятора, размещённого на сайте Пенсионного фонда России, выбор негосударственного пенсионного фонда с точки зрения надёжности и доходности. Управление собственными пенсионными накоплениями, выбор оптимального направления инвестирования накопительной части своей будущей пенсии. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс №п/п Название темы 1 ПОЧЕМУ НУЖНО УМЕТЬ УПРАВЛЯТЬ 2 3 4 5 6 ЛИЧНЫМИ ФИНАНСАМИ? ЛИЧНЫЙ БАЛАНС И БЮДЖЕТ БАНКИ: ЧЕМ ОНИ МОГУТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫ В ЖИЗНИ ФОНДОВЫЙ РЫНОК: КАК ЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РОСТА ДОХОДОВ СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС: КАК СОЗДАТЬ И НЕ ПОТЕРЯТЬ РЕЗЕРВ 11 класс №п/п Название темы 1 ЛИЧНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ 2 РИСКИ В МИРЕ ДЕНЕГ: КАК ЗАЩИТИТЬСЯ 3 4 5 6 ОТ РАЗОРЕНИЯ СТРАХОВАНИЕ: ЧТО И КАК НАДО СТРАХОВАТЬ, ЧТОБЫ НЕ ПОПАСТЬ В БЕДУ НАЛОГИ: ПОЧЕМУ ИХ НАДО ПЛАТИТЬ И ЧЕМ ГРОЗИТ НЕУПЛАТА ОБЕСПЕЧЕННАЯ СТАРОСТЬ: ВОХМОЖНОСТИ ПЕНСИОННОГО НАКОПЛЕНИЯ РЕЗЕРВ Кол-во часов 1 1 10 10 10 2 Кол-во часов 1 9 8 7 7 2 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)