РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Риторика» для 10 - 11 классов 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ учебного предмета «Риторика» Личностные результаты освоения выпускниками средней школы курса риторики: 1) понимание историко-культурной ценности русского риторического идеала как прототипа риторического идеала будущего (соединяющего требования гармонии в общении, уважения к мнению и личности собеседника и пр.), личной ответственности за сохранение и развитие русской речевой культуры и речевого идеала, особенностей иных речевых идеалов и их ценности; осознание роли риторики как дисциплины, необходимой для демократии и тесно связанной с ней; готовность усвоить и совершенствовать своё речевое мастерство, необходимое для реализации активной гражданской позиции; 2) обретение уверенности в себе и способности формировать и публично высказывать собственное мнение; умение с уважением и вниманием включать позицию партнёра (адресата) в собственную картину мира и своё слово о нём; развитие богатства, структурности и смысловой насыщенности своего слова в публичном общении; 3) успешная социализация личности, формирование её как риторически подготовленного собеседника, владеющего продуктивными типами беседы; самоидентификация в аспекте социальной и речевой роли в различных речевых ситуациях; формирование этики диалогического речевого общения, понимания путей самосовершенствования на основе усвоенных элементов речевого мастерства в беседе, понимание ценности реального живого человеческого общения с помощью слова; воспитание уважения к партнёру в споре и осознания необходимости корректного речевого поведения; навыки самооценки, самоконтроля и самоорганизации в аспекте речевого поведения в беседе и споре; 4) обретение уверенности в профессиональном успехе при выборе специальностей, использующих слово как основной инструмент; формирование этического отношения к деловым контактам и способности реализовать его с помощью усвоенных в курсе техник. Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы программы базового уровня по риторике: 1) осознание исторического характера русского риторического идеала, понимание его взаимосвязи и взаимозависимости с античной и русской историей; включённость в риторическую картину мира знаний об исторических истоках всемирной и русской риторики и знаний античных и древнерусских литературных памятников, отразивших судьбу риторики; 2) активизация в практике анализа и оценки публичной речи знаний норм современного русского языка на всех языковых уровнях; знаний о типах переносных значений и синтаксических структурах повышенной выразительности; знаний о роли ораторской речи в истории России и во всемирной истории; 3) практическое владение диалогическими жанрами речи в её литературно-разговорном стиле, активизация знаний, полученных в курсе русского языка; овладение умениями и навыками регулятивного (самоконтроль в беседе), познавательного (анализ реального речевого материала, порождаемого в ходе беседы) и коммуникативного характера; умение вести продуктивный и конструктивный диалог в различных ситуациях; наблюдать, анализировать и оценивать поведение, речевую деятельность; 4) развитие общеделовых речевых умений в основных ситуациях делового общения, способности и умения анализировать чужие критические высказывания, адекватно воспринимать их и создавать корректные и продуктивные критические высказывания; воспринимать на слух, структурно осмысливать, анализировать и оценивать в нужном темпе чужую речь в ситуациях общения, требующих эмоциональной напряжённости. Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы базового уровня по риторике являются: 1) умение анализировать и оценивать собственную и чужую речь в аспекте соответствия её требованиям риторического идеала и культурной традиции; знания о предмете и задачах риторики, о риторике общей и частных, структуре, особенностях и источниках отечественного риторического идеала и верных (продуктивных) способах речевого поведения современного человека; 2) умение анализировать публичное выступление по различным параметрам, видеть недостатки и достоинства — оценивать его; умение оценивать аудиторию в процессе речи; умение строить свою ораторскую речь «по законам адресата», управлять вниманием аудитории, используя риторические техники основных элементов публичной речи; знание теоретических основ успешной ораторской речи и умение применять его практически; 3) освоение знаний о возможностях и факторах взаимопонимания в диалогическом общении, способах и техниках организации продуктивного общения в беседах различных типов, различиях социальной и речевой роли и основных стратегиях и тактиках беседы; приобретение умений строить беседу соответственно социальной и речевой роли, навыков быстрой и верной реакции на реплику партнёра; умение использовать на практике знания о типах беседы в обиходно-бытовом и публичном общении, речевом поведении в беседе и споре; овладение основами мастерства спора и его логическими структурами, а также путями совершенствования полученных умений в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности. 4) владение навыками речевого поведения в основных ситуациях делового общения: беседе и бизнес-презентации (деловом докладе); усвоение знаний о структуре таких ситуаций, их психологических особенностях и техниках диалога и выступления, где основной риторической задачей является убеждение адресата в обоснованности собственной позиции. 2. Содержание учебного курса «Риторика» Введение. Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной, гармонизирующей речи. Риторика в современном мире. Общая и частные риторики. Риторические знания как компонент гуманитарного образования, как условие успешной реализации возможностей личности. Цель и задачи курса, его структура. Этапы овладения элементами речевого мастерства. Самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль и методы работы в риторическом классе. Источники курса и истоки современной риторики. Раздел 1. История и особенности русского речевого идеала 1. У истоков отечественной речевой традиции. Понятие речевого (риторического) идеала — исторически сложившегося в данной культуре речевого (риторического) образца, отражающего наиболее общие требования к речи и речевому поведению и соответствующего особенностям общеэстетического и нравственного идеалов, принятых в данной культуре. Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры. 2. Античность. Речевой идеал древней классики. Гомер. Софисты. Сократ, Платон. «Риторика» Аристотеля. Риторический идеал Цицерона. Противоположность софистического (агонистического) и сократического (эвристического) диалогов. Основные общеэстетические категории, определяющие риторический идеал античной классики: гармония, симметрия, ритм, сдержанность («софросине» Платона), уравновешенность («годность») Цицерона. 3. Риторический идеал раннего христианства. Речевой образец евангельских текстов (Нагорная проповедь). «Лествица» Иоанна Лествичника как отражение принятых норм и идеалов речевого поведения. Основные категории риторического образца, принятого в православном христианстве: кротость, смирение, миролюбие, дружелюбие, сдержанность; риторические категории, отражающие этот образец. 4. Древнерусская риторическая традиция. Особенности речевой культуры и специфика отечественного речевого идеала. Его прошлое, настоящее и будущее, перспективы реконструкции и развития. Раздел 2. Основные риторические категории и элементы речевого мастерства 1. Понятие эффективности речевого общения. Различие принципов определения эффективности речи в зависимости от особенностей контекста культуры: информационное и дискурсивное определения. Категория монолога и диалога и формы речевого общения. 2. Оратория: мастерство публичного выступления. 1) принципы подготовки к публичной речи; 2) законы эффективного речевого общения: от Аристотеля к современной неориторике. Принцип коммуникативного сотрудничества и правила речевого общения. Коммуникативность речи и речевого поведения: средства достижения контакта с адресатом; 3) основные элементы речевой ситуации: говорящий, слушающий (адресат, аудитория), предмет речи, условия речевого общения; 4) фактор говорящего. Образ оратора. Качества, которые необходимо развивать. Принцип гармонизирующего диалога в речевом поведении оратора. Дружелюбие как риторическая категория. Речевая этика в риторическом понимании. Механизм стресса, способы его преодоления и использования; 5) фактор аудитории. Построение речи «по законам адресата». Социология и психология аудитории. Стратегия и тактика речевого поведения оратора; 6) факторы внимания. Данные психологии внимания: оптимальная продолжительность речи и её частей, особенности структуры и формы публичной речи, направленные на привлечение и удержание внимания аудитории. Основные факторы внимания: движение (словесное, содержательное, физическое - жесты и мимика, изменение положения тела оратора и т.д.), конкретность, близость, разнообразие, юмор. Контроль за вниманием; 7) фактор движения. Язык движений. Мимика, жест. Поза оратора. Основные принципы жестикуляции и ораторские жесты: история и современность. Принципы и способы аудиторной и самостоятельной работы над ораторским движением; 8) речь и звук: акустика речи. Значимые акустические признаки речи и основные параметры: ритм, темп, паузирование, интонирование, высота голоса, громкость, тембр. Приёмы звуковой выразительности и способы их использования. Способы и приёмы работы над звуковой стороной своей речи; 9) структура публичного выступления. Путь от мысли к слову, его основные этапы. Классический риторический канон и современность. Общие принципы изобретения содержания, отбора и расположения материала, облачения его в словесную форму. Использование техники «общих мест». Структура хрии и использование её принципов в построении публичной речи. Функции отдельных этапов (частей) речи и задачи оратора. 10) техника импровизированной речи. Ситуации и стереотипы. Особенности импровизации. Подготовка, организация и исполнение. Использование техники «общих мест». Приёмы импровизированной речи. 11) фактор удовольствия: эстетика речи. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Амплификация. «Ссылка на авторитеты», цитирование, пословица, афоризм. Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи; 12) риторические функции речевой нормы. Принципы и способы работы над правильностью речи. Эстетические функции старой и устаревшей нормы. Раздел 3. Мастерство беседы 1. Проблема понимания. Сообщение и метасообщение: буквальный и коммуникативный смысл высказывания. Прямое и непрямое информирование. Речевой стиль в беседе: национально-культурные, социальные, индивидуально-личностные особенности. Речевое поведение: стратегия, тактика. Типы беседы и соотношения речевых ролей собеседников. 2. Архитектоника беседы. Речевые стратегии в беседе. Социальная и речевая роли. Истоки нарушения понимания. Пути преодоления непонимания. Способы развития быстроты реакции на реплику собеседника. 3. Искусство выражать своё мнение: риторика оценки. Хвала и хула как риторические категории. Допустимая степень категоричности высказывания и национальные речевые традиции. 4. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Виды доказательств. Ошибки и уловки спорщиков. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих. Спор, дискуссия, полемика. Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора. 5. Риторика адресата: основы теории и тактики слушания. Приёмы и техника активного слушания монологической и полилогической речи. Раздел 4. Основы риторики делового общения 1. Риторика делового общения: её предмет и задачи, значение в общественной и частной жизни. Особенности делового общения, его важнейшие формы. 2. Деловая беседа: определение, функции, риторические особенности. Ситуация деловой беседы: цели и речевое поведение собеседников, стратегия и тактика деловой беседы. Техника постановки вопросов. Совершенствование реакции на реплику и поведение собеседника. Речевая этика в деловой беседе. Подготовка к деловой беседе. Техника ведения записей. 3. Деловое выступление. Типы делового выступления, цели и речевое поведение выступающего. Оценка реакции аудитории. Специфика выражения оценочных суждений. Этапы делового выступления. Подготовка к деловому выступлению, ведение записей. Тематическое планирование 10 класс № п/п 1 2 3 4 5 Наименование разделов и тем Введение История и особенности русского речевого идеала Основные риторические категории и элементы речевого мастерства Мастерство беседы Основы риторики делового общения количеств о часов 2 4 14 6 8 Тематическое планирование 11 класс № п/п 1 2 3 Наименование разделов и тем Основные риторические категории и элементы речевого мастерства Мастерство беседы История и особенности русского речевого идеала количество часов 16 10 8