РП ЭК Риторика

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«Риторика»
для 10 - 11 классов

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ учебного предмета «Риторика»
Личностные результаты освоения выпускниками средней школы курса риторики:
1) понимание историко-культурной ценности русского риторического идеала как
прототипа риторического идеала будущего (соединяющего требования гармонии в
общении, уважения к мнению и личности собеседника и пр.), личной ответственности за
сохранение и развитие русской речевой культуры и речевого идеала, особенностей иных
речевых идеалов и их ценности; осознание роли риторики как дисциплины, необходимой
для демократии и тесно связанной с ней; готовность усвоить и совершенствовать своё
речевое мастерство, необходимое для реализации активной гражданской позиции;
2) обретение уверенности в себе и способности формировать и публично высказывать
собственное мнение; умение с уважением и вниманием включать позицию партнёра
(адресата) в собственную картину мира и своё слово о нём; развитие богатства,
структурности и смысловой насыщенности своего слова в публичном общении;
3) успешная социализация личности, формирование её как риторически подготовленного
собеседника, владеющего продуктивными типами беседы; самоидентификация в аспекте
социальной и речевой роли в различных речевых ситуациях; формирование этики
диалогического речевого общения, понимания путей самосовершенствования на основе
усвоенных элементов речевого мастерства в беседе, понимание ценности реального
живого человеческого общения с помощью слова; воспитание уважения к партнёру в
споре и осознания необходимости корректного речевого поведения; навыки самооценки,
самоконтроля и самоорганизации в аспекте речевого поведения в беседе и споре;
4) обретение уверенности в профессиональном успехе при выборе специальностей,
использующих слово как основной инструмент; формирование этического отношения к
деловым контактам и способности реализовать его с помощью усвоенных в курсе техник.
Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы программы
базового уровня по риторике:
1) осознание исторического характера русского риторического идеала, понимание его
взаимосвязи и взаимозависимости с античной и русской историей; включённость в
риторическую картину мира знаний об исторических истоках всемирной и русской
риторики и знаний античных и древнерусских литературных памятников, отразивших
судьбу риторики;
2) активизация в практике анализа и оценки публичной речи знаний норм современного
русского языка на всех языковых уровнях; знаний о типах переносных значений и
синтаксических структурах повышенной выразительности; знаний о роли ораторской речи
в истории России и во всемирной истории;
3) практическое владение диалогическими жанрами речи в её литературно-разговорном
стиле, активизация знаний, полученных в курсе русского языка; овладение умениями и
навыками регулятивного (самоконтроль в беседе), познавательного (анализ реального
речевого материала, порождаемого в ходе беседы) и коммуникативного характера; умение
вести продуктивный и конструктивный диалог в различных ситуациях; наблюдать,
анализировать и оценивать поведение, речевую деятельность;
4) развитие общеделовых речевых умений в основных ситуациях делового общения,
способности и умения анализировать чужие критические высказывания, адекватно
воспринимать их и создавать корректные и продуктивные критические высказывания;
воспринимать на слух, структурно осмысливать, анализировать и оценивать в нужном
темпе чужую речь в ситуациях общения, требующих эмоциональной напряжённости.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы
базового уровня по риторике являются:
1) умение анализировать и оценивать собственную и чужую речь в аспекте соответствия
её требованиям риторического идеала и культурной традиции; знания о предмете и
задачах риторики, о риторике общей и частных, структуре, особенностях и источниках

отечественного риторического идеала и верных (продуктивных) способах речевого
поведения современного человека;
2) умение анализировать публичное выступление по различным параметрам, видеть
недостатки и достоинства — оценивать его; умение оценивать аудиторию в процессе
речи; умение строить свою ораторскую речь «по законам адресата», управлять вниманием
аудитории, используя риторические техники основных элементов публичной речи; знание
теоретических основ успешной ораторской речи и умение применять его практически;
3) освоение знаний о возможностях и факторах взаимопонимания в диалогическом
общении, способах и техниках организации продуктивного общения в беседах различных
типов, различиях социальной и речевой роли и основных стратегиях и тактиках беседы;
приобретение умений строить беседу соответственно социальной и речевой роли, навыков
быстрой и верной реакции на реплику партнёра; умение использовать на практике знания
о типах беседы в обиходно-бытовом и публичном общении, речевом поведении в беседе и
споре; овладение основами мастерства спора и его логическими структурами, а также
путями совершенствования полученных умений в дальнейшей жизни и профессиональной
деятельности.
4) владение навыками речевого поведения в основных ситуациях делового общения:
беседе и бизнес-презентации (деловом докладе); усвоение знаний о структуре таких
ситуаций, их психологических особенностях и техниках диалога и выступления, где
основной риторической задачей является убеждение адресата в обоснованности
собственной позиции.
2. Содержание учебного курса «Риторика»
Введение. Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной,
гармонизирующей речи. Риторика в современном мире. Общая и частные риторики.
Риторические знания как компонент гуманитарного образования, как условие
успешной реализации возможностей личности. Цель и задачи курса, его структура. Этапы
овладения элементами речевого мастерства. Самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль
и методы работы в риторическом классе. Источники курса и истоки современной
риторики.
Раздел 1. История и особенности русского речевого идеала
1. У истоков отечественной речевой традиции. Понятие речевого (риторического)
идеала — исторически сложившегося в данной культуре речевого (риторического)
образца, отражающего наиболее общие требования к речи и речевому поведению и
соответствующего особенностям общеэстетического и нравственного идеалов, принятых в
данной культуре. Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте
истории русской культуры.
2. Античность. Речевой идеал древней классики. Гомер. Софисты. Сократ, Платон.
«Риторика» Аристотеля. Риторический идеал Цицерона. Противоположность
софистического (агонистического) и сократического (эвристического) диалогов.
Основные общеэстетические категории, определяющие риторический идеал античной
классики: гармония, симметрия, ритм, сдержанность («софросине» Платона),
уравновешенность («годность») Цицерона.
3. Риторический идеал раннего христианства. Речевой образец евангельских
текстов (Нагорная проповедь). «Лествица» Иоанна Лествичника как отражение принятых
норм и идеалов речевого поведения. Основные категории риторического образца,
принятого в православном христианстве: кротость, смирение, миролюбие, дружелюбие,
сдержанность; риторические категории, отражающие этот образец.
4. Древнерусская риторическая традиция. Особенности речевой культуры и
специфика отечественного речевого идеала. Его прошлое, настоящее и будущее,
перспективы реконструкции и развития.
Раздел 2. Основные риторические категории и элементы речевого мастерства

1. Понятие эффективности речевого общения. Различие принципов определения
эффективности речи в зависимости от особенностей контекста культуры:
информационное и дискурсивное определения. Категория монолога и диалога и формы
речевого общения.
2. Оратория: мастерство публичного выступления.
1) принципы подготовки к публичной речи;
2) законы эффективного речевого общения: от Аристотеля к современной неориторике.
Принцип коммуникативного сотрудничества и правила речевого общения.
Коммуникативность речи и речевого поведения: средства достижения контакта с
адресатом;
3) основные элементы речевой ситуации: говорящий, слушающий (адресат, аудитория),
предмет речи, условия речевого общения;
4) фактор говорящего. Образ оратора. Качества, которые необходимо развивать. Принцип
гармонизирующего диалога в речевом поведении оратора. Дружелюбие как риторическая
категория. Речевая этика в риторическом понимании. Механизм стресса, способы его
преодоления и использования;
5) фактор аудитории. Построение речи «по законам адресата». Социология и психология
аудитории. Стратегия и тактика речевого поведения оратора;
6) факторы внимания. Данные психологии внимания: оптимальная продолжительность
речи и её частей, особенности структуры и формы публичной речи, направленные на
привлечение и удержание внимания аудитории. Основные факторы внимания: движение
(словесное, содержательное, физическое - жесты и мимика, изменение положения тела
оратора и т.д.), конкретность, близость, разнообразие, юмор. Контроль за вниманием;
7) фактор движения. Язык движений. Мимика, жест. Поза оратора. Основные принципы
жестикуляции и ораторские жесты: история и современность. Принципы и способы
аудиторной и самостоятельной работы над ораторским движением;
8) речь и звук: акустика речи. Значимые акустические признаки речи и основные
параметры: ритм, темп, паузирование, интонирование, высота голоса, громкость, тембр.
Приёмы звуковой выразительности и способы их использования. Способы и приёмы
работы над звуковой стороной своей речи;
9) структура публичного выступления. Путь от мысли к слову, его основные этапы.
Классический риторический канон и современность. Общие принципы изобретения
содержания, отбора и расположения материала, облачения его в словесную форму.
Использование техники «общих мест». Структура хрии и использование её принципов в
построении публичной речи. Функции отдельных этапов (частей) речи и задачи оратора.
10) техника импровизированной речи. Ситуации и стереотипы. Особенности
импровизации. Подготовка, организация и исполнение. Использование техники «общих
мест». Приёмы импровизированной речи.
11) фактор удовольствия: эстетика речи. Средства речевой выразительности: «цветы
красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические
функции метафоры, сравнения, антитезы. Амплификация. «Ссылка на авторитеты»,
цитирование, пословица, афоризм. Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс,
их функции в публичной речи;
12) риторические функции речевой нормы. Принципы и способы работы над
правильностью речи. Эстетические функции старой и устаревшей нормы.
Раздел 3. Мастерство беседы
1. Проблема понимания. Сообщение и метасообщение: буквальный и коммуникативный
смысл высказывания. Прямое и непрямое информирование. Речевой стиль в беседе:
национально-культурные, социальные, индивидуально-личностные особенности. Речевое
поведение: стратегия, тактика. Типы беседы и соотношения речевых ролей собеседников.

2. Архитектоника беседы. Речевые стратегии в беседе. Социальная и речевая роли. Истоки
нарушения понимания. Пути преодоления непонимания. Способы развития быстроты
реакции на реплику собеседника.
3. Искусство выражать своё мнение: риторика оценки. Хвала и хула как риторические
категории. Допустимая степень категоричности высказывания и национальные речевые
традиции.
4. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Виды доказательств. Ошибки и уловки
спорщиков. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих. Спор, дискуссия,
полемика. Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.
5. Риторика адресата: основы теории и тактики слушания. Приёмы и техника активного
слушания монологической и полилогической речи.
Раздел 4. Основы риторики делового общения
1. Риторика делового общения: её предмет и задачи, значение в общественной и частной
жизни. Особенности делового общения, его важнейшие формы.
2. Деловая беседа: определение, функции, риторические особенности. Ситуация деловой
беседы: цели и речевое поведение собеседников, стратегия и тактика деловой беседы.
Техника постановки вопросов. Совершенствование реакции на реплику и поведение
собеседника. Речевая этика в деловой беседе. Подготовка к деловой беседе. Техника
ведения записей.
3. Деловое выступление. Типы делового выступления, цели и речевое поведение
выступающего. Оценка реакции аудитории. Специфика выражения оценочных суждений.
Этапы делового выступления. Подготовка к деловому выступлению, ведение записей.
Тематическое планирование 10 класс
№
п/п
1
2
3
4
5

Наименование разделов и тем
Введение
История и особенности русского речевого идеала
Основные риторические категории и элементы речевого мастерства
Мастерство беседы
Основы риторики делового общения

количеств
о часов
2
4
14
6
8

Тематическое планирование 11 класс
№
п/п
1
2
3

Наименование разделов и тем
Основные риторические категории и элементы речевого мастерства
Мастерство беседы
История и особенности русского речевого идеала

количество
часов
16
10
8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».