Приложение № 2 к приказу № 353а от «21» 2023 года Программа курса внеурочной деятельности «Я – кадет» 5 класс Пояснительная записка. Патриотическое воспитание сегодня – это социальная потребность Российского общества. Признано, что основным институтом патриотического воспитания является система образования. Актуальность и назначение программы В последние годы кадетское обучение и воспитание становится популярным как среди детей, так и среди родителей. Создание модели кадетских классов как структур общеобразовательных учебных заведений позволяет повысить доступность кадетского образования и создать структуру для организации и реализации воспитательного процесса на принципах кадетского воспитания, предусматривающих формирование образованной и воспитанной личности для социально активной деятельности в различных сферах жизни общества. Сейчас как никогда важно возрождение богатых традиций военно-патриотического и гражданского воспитания молодежи. Ведь именно с возрождения патриотизма можно наиболее эффективно прийти к величию Российского государства. Одним из направлений патриотического воспитания является кадетское движение. Основными целями деятельности кадетского объединения являются интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их социализация в обществе. Модель содержания современного кадетского (полицейского) движения включает внеурочную деятельность, направленную на интеллектуальное и физическое развитие обучающихся. Данная программа «Я – кадет», определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, направлена на повышение уровня гражданской, общественной и социальной активности. Программа разработана с опорой на законы воспитания, ведущие теории и подходы в педагогической деятельности и сочетает в себе военные и патриотические аспекты, затрагивает в той или иной мере все стороны жизни, опирается на образование, культуру, физическое развитие, психологию. Программа обусловлена многоплановостью содержания патриотического воспитания, которая включает культурно-исторический, социальный, образовательный, психолого-педагогический, военно-спортивный, военнотехнический, военно-исторический, духовный и физический компоненты. Реализация программы учитывает историческое и культурное наследие кадетского (полицейского) движения в России, ее духовных ценностей и традиций, системности, преемственности в воспитании патриотизма, с учетом возрастных особенностей и интересов различных групп воспитанников, многообразие форм, методов и средств патриотического воспитания. Цели и задачи курса внеурочной деятельности «Я – кадет». Обеспечение получения обучающимися, умений и навыков для учебы, жизни и труда в современном мире, осознанного выбора профессии в гражданской сфере деятельности и службы в органах внутренних дел. Задачи: Подготовить обучающихся в духе патриотизма, готовых брать на себя ответственность, инициативных, самостоятельных, мобильных граждан с лидерской позицией, просвещенных, культурных, разумных, зрелых в суждениях, способных к созиданию. Сформировать у обучающихся высокие гражданские, патриотические и духовно-нравственные качества, обеспечить условия для их физического, интеллектуального и культурного развития. Сформировать культуру ведения здорового образа жизни. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я – кадет» Личностные результаты Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в российском обществе правилами и нормами поведения. Личностные результаты, формируемые в ходе изучения курса «Я - кадет», должны способствовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности и проявляться прежде всего в уважении к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, гордости за российские достижения, бережном отношении к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации. Гражданское воспитание: - осознание своих конституционных прав, обязанностей и ответственности по защите Отечества; - готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; - готовность к участию в деятельности государственных, социальных организаций и институтов гражданского общества в области обеспечения безопасности государства. Патриотическое воспитание: - сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину; - ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому наследию, дням воинской славы, традициям Вооружённых Сил Российской Федерации и Органов внутренних дел Российской Федерации; - сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость и готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу. Духовно-нравственное воспитание: - осознание духовных ценностей российского народа; - сформированность представления о принципах гуманизма, осознанное отношение к соблюдению норм международного гуманитарного права; - сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к безопасности общества и государства; - ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества. Физическое воспитание: - осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; - знание приёмов оказания первой помощи и тактической медицины, готовность применять их в случае необходимости; - потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; - интерес к военно-прикладным видам спорта; - осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание: -готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности; - готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. Метапредметные результаты Овладение универсальными познавательными действиями Базовые логические действия: - самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы обеспечения военной безопасности государства, обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать; -моделировать объекты (события, явления), связанные с службой в полиции, анализировать их различные состояния для решения практических задач, переносить приобретённые знания в повседневную жизнь; -планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи; -развивать творческое мышление при решении ситуационных задач. Базовые исследовательские действия: - владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения различных учебных задач; - анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учётом установленных (обоснованных) критериев; - раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни; - критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты, обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях; - характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их реализации в реальных ситуациях; - осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; Работа с информацией: - владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации из источников разных типов при обеспечении условий информационной безопасности; - оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены. Овладение универсальными коммуникативными действиями Общение: - владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; - развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. Совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в раз- личных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным . Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений, давать оценку новым ситуациям; - способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. Самоконтроль: - давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; - владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; Предметные результаты по модулю «Правовая азбука кадета» - освоение первоначальных сведений об основах права, правовых отношениях - умение правильно употреблять и объяснять правовые термины, понятия; - владение навыками защищать и отстаивать свои права, находить конструктивные пути выхода из конфликтной ситуации, устанавливать и выявлять причинно-следственные связи; - умение предвидеть последствия совершения необдуманных поступков; отстаивать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов. Предметные результаты по модулю «Основы общефизической и строевой подготовки»» Строевая подготовка Кадет знает и умеет: - принимать строевую стойку, выполнять повороты на месте и в движении, осуществлять движение строевым шагом в составе взвода и в одиночном порядке; - правильно подходить, обращаться и представляться начальствующему составу, - умеет уверенно и правильно выйти из строя, возвратиться в строй, подойти к начальнику и отойти от него, обратиться к старшему начальнику; - умеет здороваться в движении в составе взвода; - умеет выполнять команды в развёрнутом строю: отделение, в одну шеренгу становись; равняйсь, смирно, налево равняй, вольно, заправиться, отделение ко мне; отделение, вправо (влево) от середины разомкнись (на указанное количество шагов), разомкнись, сомкнись; отделение, стой; идти не в ногу; отделение, правое (левое) плечо вперёд марш, прямо; отделение, на 1-2 рассчитайсь, по порядку рассчитайсь; отделение в 2 шеренги - стройся; отделение в 1 шеренгу - стройся. - умеет осуществлять перестроение из одной шеренги в две и обратно; - умеет исполнять в движении строевую песню. Общефизическая подготовка Выполняет нормативы по возрасту и группе здоровья 1. бег 20м с высокого старта 2. бег 60 м 3. прыжки в длину с места 4. подтягивание на перекладине 5. держать угол на гимнастической стенке 6. метание теннисного мяча 7. кросс 1500 м 8. бег на лыжах 2 км Содержание курса внеурочной деятельности «Я – кадет» Модуль «Правовая азбука кадета» № Дата Тема занятия План Факт К-во Виды и часов организации деятельности формы ВВЕДЕНИЕ – 1 ЧАС 1. Вводное занятие в курс 1 Беседа, диспут РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ КАДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ – 3 ЧАСА 2. Мы – кадеты /атрибутика 1 Беседа кадетской формы/ 3. Возрождение кадетского 1 Просмотр и обсуждение движения в России в 90-х видео. Беседа, диспут годах ХХ столетия 4. Символы и ритуалы в 1 Просмотр и обсуждение кадетских корпусах видео. Беседа, диспут 5. Кадет – высоконравственная 1 Беседа личность РАЗДЕЛ 2. ЗАЧЕМ НАМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ЗАКОНЫ? 6. Что такое вина? Что такое 1 Беседа, диспут ответственность? 7. Виды юридической 1 Практикум ответственности 8. Игра «Правовая азбука» 1 Тематическая игра РАЗДЕЛ 3. ПРАВОПОРЯДОК И ЗАКОН 9. Отклоняющееся поведение 1 Практикум 10. Правонарушения и 1 Беседа преступления 11. Преступления и наказания 1 Практикум по уголовному праву 12. Взыскания и наказания 1 Групповая работа 13. Встреча с участковым (по 1 Беседа согласованию) 14. Викторина «Я – 1 законопослушный Игра гражданин» 15. Судебное разбирательство 1 Деловая игра 16. Как не стать жертвой 1 Игра-тренинг преступления? 17. Правоспособность и 1 дееспособность гражданина Беседа РФ 18. Гражданин и собственность 1 Решение кейсов 19. Основы потребительских 1 Групповая работа знаний 20. Основы семейного права 1 Групповая работа 21. Права и обязанности 1 Ролевая игра родителей и детей 22. Основы правового статуса 1 Беседа человека и гражданина 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Мы законодатели Встреча с инспектором Основы трудового права Мы устраиваемся на работу Конвенция ООН о правах ребенка Мы и наши права (по международным правовым документам) Честь и репутация Экологические правонарушения Сумеем ли мы сберечь природу с помощью права? Правовая игра «Умники и умницы» «Я к вам пишу…» Деловая игра Беседа Групповая работа Практикум 1 1 1 1 1 Беседа 1 Устный журнал 1 1 Решение кейсов 1 Практикум 1 Игра 1 Практикум составлению официальных документов Практикум Итоговая игра «Кто станет 1 магистром права?» по правовых Интеллектуальная игра Модуль «Основы общефизической и строевой подготовки»» № Дата Тема занятия К-во часов План Факт ВВЕДЕНИЕ – 1 ЧАС 1. Вводное занятие в курс 1 РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ – 16 ЧАСОВ 1 2 Движение строевым шагом Виды и формы организации деятельности Беседа, диспут Групповая и индивидуальная работа 2. Движение строевым повороты на месте шагом, 2 Групповая и индивидуальная работа 3. Движение строевым повороты в движении шагом, 2 Групповая и индивидуальная работа 4. Выход из строя и подход к 2 начальнику, возвращение в строй Выполнение воинского 2 приветствия на месте и в движении Выполнение команд в 2 развёрнутом строю Групповая и индивидуальная работа Движение с строевой песней Групповая и индивидуальная работа 5. 6. 7. 3 Групповая и индивидуальная работа Групповая и индивидуальная работа РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ОБЩЕФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ – 17 ЧАСОВ 1. История появления физических 1 Групповая и индивидуальная 2. 3 4. 5. упражнений. Важность физической культуры в развитии человечества. Физические упражнения и их влияние на физическое развитие человека. Комплексы упражнений для развития основных физических качеств. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток. Упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию. работа Беседа, диспут 1 1 Групповая и индивидуальная работа Беседа, ролевая игра Групповая и индивидуальная работа 1 Групповая и индивидуальная работа 4 Групповая и индивидуальная работа 6. Подвижные игры с бегом, прыжками, метанием и бросками. 3 Групповая и индивидуальная работа 7. Упражнения на координацию, выносливость и быстроту. 3 Групповая и индивидуальная работа 8. Передвижение на лыжах разными способами. 3 Групповая и индивидуальная работа