Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 125 (МАОУ СОШ № 125) УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ СОШ № 125 от 29.08. 2024 N 32 СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МАОУ СОШ № 125 (протокол от 29.08.2024 № 1) Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Детский хор" Направленность: художественная Уровень: стартовый, базовый Возраст обучающихся: 7 – 17 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Малец Любовь Валерьевна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург, 2024 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Название программы «Детский хор» Публичное название программы «Детский хор» Автор -составитель Малец Любовь Валерьевна Вид программы Составительская Направленность Художественная Вид деятельности Музыкальный Основная форма реализации Очная программы Язык реализации программы Русский Срок реализации 4 года Охват детей по возрастам 7 – 11 лет Категория детей Учащиеся младшего школьного возраста Уровень освоения программы Стартовый, базовый Краткая аннотация Программа для хоровых занятий в школе развивает творческие и музыкальные способности детей через развитие голоса, слуха, памяти, чувства ритма и эмоционального мышления. Игровые задания, речевые игры и упражнения по методике Карла Орфа создают непринуждённую атмосферу, облегчая освоение сложных элементов. Упражнения врачафониатра В. Емельянова помогают сохранить голос и обучают здоровьесберегающим технологиям. Учащиеся получают сценический опыт и участвуют в конкурсах и фестивалях разного уровня. 2 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детский хор» (далее - Программа) художественной направленности реализуется в МАОУ СОШ № 125 г. Екатеринбурга. Она разработана с учетом современных требований к образованию и направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в занятиях вокалом и музыкальным искусством. Основополагающими документами при составлении общеобразовательной программы являются: Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 30 декабря 2021 года, (редакция, действующая с 1 марта 2022 года). Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.). Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р). Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. №3081-р). Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 (ред. от 24.12.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.01.2022). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел VI Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 (ред. от 24.12.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.01.2022). Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол №3). Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 3 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» . Приказ Министерства просвещения РФ от 13 марта 2019 г. № 114 “Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам”. Устав МАОУ СОШ № 125. Положение о порядке организации и осуществления деятельности по ДООП в МАОУ СОШ № 125 Положение о формах, периодичности и порядке контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ СОШ № 125. Актуальность программы Актуальность программы обусловлена необходимостью поддержки и развития творческих способностей детей в современном обществе. В условиях быстрого технологического прогресса и информационной перегрузки важно сохранять и культивировать традиционные формы художественного воспитания, такие как вокал и хоровое пение. Эти виды деятельности не только развивают музыкальные навыки, но и способствуют формированию гармонично развитой личности, обогащенной духовными ценностями, культурой и умением выражать свои эмоции. Программа предоставляет уникальную возможность для детей раскрыть свой творческий потенциал, улучшить коммуникативные навыки и укрепить эмоциональное здоровье через искусство. Практическая значимость Программа предлагает доступное и инклюзивное пространство для начала занятий вокалом, независимо от первоначального уровня подготовки. В условиях интенсивных учебных нагрузок и недостатка физической активности, занятия в хоре становятся важным инструментом для борьбы с усталостью и эмоциональным перенапряжением, способствуя улучшению общего состояния здоровья и развитию дыхательной системы. Вокальная практика оказывает положительное влияние на всестороннее развитие ребёнка. Она способствует формированию полезных физических и голосовых качеств, таких как выносливость, чёткое произношение, чувство ритма и правильная техника дыхания. Одновременно развиваются важные личностные характеристики: уверенность в себе, 4 открытость к общению, дисциплинированность и умение эффективно сотрудничать в команде. Кроме того, Программа создаёт благоприятные условия для самовыражения и творческого роста. Каждый ребёнок получает возможность раскрыть свой потенциал, попробовать себя в разных ролях и стилях исполнения, участвуя в репетициях, концертах и конкурсах. Это не только повышает мотивацию к обучению, но и формирует устойчивую привычку к саморазвитию и самосовершенствованию. Педагогическая целесообразность В последние годы во всём мире наблюдается ухудшение здоровья среди детей. Кроме решения образовательных и развивающих задач, пение выполняет ещё одну важную функцию — оздоровительную и коррекционную. Оно позитивно воздействует на развитие голоса и способствует формированию плавной и непрерывной речи. Коллективное пение служит эффективным средством снятия стресса и гармонизации личности, помогая адаптироваться к сложным условиям и ситуациям. Для детей с речевыми нарушениями пение может стать фактором улучшения речи. Для ребят занятия являются источником раскрепощённости, оптимизма, уверенности в собственных силах, а также способствуют стабилизации и гармонизации организма. Программа направлена на формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: правильной постановки голоса, звукообразования, дыхания, артикуляции, работы в хоре; координации работы голосового аппарата с основными качествами певческого голоса (такими как звонкость, полётность); навыкам следования указаниям дирижера; слуховым навыкам (контролю и самоконтролю за качеством собственного вокального звучания). Со временем пение превращается для ребёнка в эстетическую ценность, которая обогатит его дальнейшую жизнь. Вид программы: составительская. Форма организации Основными формами процесса обучения являются: Групповые вокальные занятия; Индивидуальные занятия по технике вокала; Теоретические занятия по истории музыки и вокалу; Репетиционные мероприятия; Участие в концертных выступлениях; 5 Проведение отчетных концертов и конкурсов; Тестирования и зачёты по уровню вокальной подготовки; Музыкальные викторины и конкурсы. Продолжительность Программа рассчитана на 4 года обучения: 1. Первый год обучения - учащиеся занимаются 4 часа в неделю по 40 минут. Всего в году - 158 часов, из них: теории – 17 часов, практики – 141 час. 2. Второй год обучения - учащиеся занимаются 4 часа в неделю по 40 минут. Всего в году - 158 часов, из них: теории – 25 часов, практики – 133 часа. 3. Третий год обучения - учащиеся занимаются 4 часа в неделю по 40 минут. Всего в году - 158 часов, из них: теории – 40 часов, практики – 118 часов. 4. Четвертый год обучения - учащиеся занимаются 4 часа в неделю по 40 минут. Всего в году - 158 часов, из них: теории – 40 часов, практики – 118 часов. Принцип проектирования программы Программа разработана с учётом следующих принципов: принцип комплексности, который предполагает тесную взаимосвязь всех аспектов учебного процесса: вокальной практики, теоретической подготовки, воспитательной работы и педагогического контроля. принцип преемственности, обеспечивающий последовательное изложение учебного материала и соответствие целям программы. Этот принцип гарантирует плавный переход от одного этапа обучения к другому, поддерживая непрерывность процесса и обеспечивая постоянное улучшение вокальных навыков. принцип вариативности, позволяющий адаптировать учебный материал к индивидуальным особенностям обучающихся. Это включает разнообразие методик и упражнений, направленных на решение конкретных педагогических задач и развитие уникальных вокальных данных каждого ребёнка. 6 Отличительная особенность Отличительной особенностью Программы является её акцент на игровую форму обучения, что делает процесс освоения вокальных навыков увлекательным и доступным для детей младшего возраста. Программа сочетает в себе элементы игры, фантазии и творчества, что способствует эмоциональному раскрепощению, снятию психологических барьеров и развитию воображения. Такой подход помогает детям легче усваивать базовые музыкальные понятия, развивать слух, чувство ритма и голосовые данные, одновременно получая удовольствие от процесса обучения. Новизна программы Новизна Программы заключается в интеграции новых разделов в традиционный учебный план, которые направлены на всестороннее развитие вокальных и творческих способностей детей: 1. Артикуляционная гимнастика: Раздел направлен на развитие и укрепление артикуляционного аппарата, тренировку челюстнолицевых мышц и управление языком, что необходимо для правильного пения гласных и произнесения согласных. 2. Развивающие голосовые игры: Эмоциональный и лёгкий способ освоения базовых положений фонопедического метода В. Емельянова, начиная с речевого уровня. 3. Интонационно-фонетические упражнения: Дальнейшее изучение фонопедического метода на абстрактных упражнениях и в певческом варианте. 4. Голосовые сигналы доречевой коммуникации: Развитие диапазона с включением шумового и свисткового регистров. 5. Охрана голоса: Введение понятий и приёмов охраны голоса через фонопедические упражнения и ограничения метода В. Емельянова. 6. Движение: Психофизиологические особенности детей учтены через включение движений, которые помогают лучше воспринимать музыку и активно искать творческие пути передачи музыкальных образов. 7. Игра на музыкальных инструментах: Использование музыкальных инструментов, таких как Орф-оркестр, блокфлейта и ударные, для воспитания чувства ритма, разнообразия и самовыражения. 7 8. Тематические уроки: Вводятся для глубокого раскрытия тем и образов, используя различные методы, такие как танцы, движение, звучание жестов, игра, пение и театр. 9. Патриотическое воспитание: Пронизывает весь учебный процесс, включая работу над произведениями, подготовку к концертам, посещение культурных мероприятий и введение в репертуар патриотически значимых произведений. Эти инновации делают программу уникальной, соответствующей современным требованиям и потребностям развития детей, обеспечивая их всестороннюю подготовку и творческий рост. Адресат программы В группы зачисляются обучающиеся в возрасте 7-11 лет независимо от их одаренности, способностей, уровня физического развития и подготовленности. Для зачисления представителей). необходимо заявление родителей (законных Учебные группы формируются по следующим возрастным категориям: младшая школьная (7-8 лет); средняя школьная (8-9 лет); старшая школьная (10-11 лет); Наполняемость учебной группы составляет от 10 до 15 человек. Цель программы: создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка посредством хорового пения, а также выявление, поддержка и развитие талантливых детей. Задачи программы: Образовательные Формирование певческой культуры, развитие вокально-хоровых навыков. Развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, чувства ритма, формы. Развитие образно-эмоционального мышления. Воспитание навыков многоголосия. Развивающие Развитие валеологической культуры ребенка – обучение приемам охраны и защиты детского голоса. Воспитание патриотизма и гражданственности – любви к Родине, ее истории и культуре. 8 Развитие коммуникативных навыков и навыков общения. Приобщение учащихся к духовным ценностям мировой культуры, развитие общей культуры. Воспитание художественного вкуса, творческой фантазии. Воспитательные Объем и срок реализации программы Программа рассчитана на 4 года (по 158 часов в каждому году). В году по 34 недели. Год обучения Уровень 1 год обучения Кол-во часов 158 Отличительные особенности уровня Базовый, Основы вокального дыхания, стартовый знакомство с нотной грамотой, начальные упражнения для развития голоса, простые песни. 2 год обучения 158 Базовый, Развитие голосового диапазона, стартовый работа над интонацией, ансамблевое пение, освоение более сложных мелодий. 3 год обучения 158 4 год обучения 158 Базовый, Углубленное изучение стартовый музыкальных произведений разных эпох, развитие навыков сольного исполнения, подготовка к выступлениям. | Базовый, Участие в школьных концертах и стартовый конкурсах, исполнение сложных произведений, совершенствование техники вокала, работа с музыкальными инструментами. Всего 632 часа I год обучения – 158 часов (4 часа × 34 недель) II год обучения – 158 часов (4 часа × 34 недель) III год обучения – 158 часов (4 часа × 34 недель) IV год обучения – 158 часов (4 часа × 34 недель) 9 1.2.Организация образовательного процесса Формы обучения Основная форма обучения – очная. При введении ограничительных мер допускается организация обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий – это занятия с использованием бесплатных информационных ресурсов, с изучением учебного материала, проверочными работами, тестами с использованием учебных пособий, рабочих тетрадей и др., определенных педагогом; занятия в домашней обстановке с обратной связью через электронную почту, чаты, социальные сети и др. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Общее количество учебных часов - 632 (первый год-158 часов, второй год-158 часов, третий год-158 часов, четвертый год-158 часов). Занятия проводятся 3-4 раза в неделю в соответствии с утвержденным расписанием. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 минут для обучающихся. Структура занятия: теоретическая часть занятия составляет 30% учебного времени; 70 % - практическая часть. Программа может быть реализована с использованием дистанционных образовательных технологий. При очной форме занятия проводятся в помещении МАОУ СОШ № 125. Группа обучающихся работает под руководством педагога. Содержательная часть обучения в очной форме опирается на учебные материалы программы. Роль педагога заключается в организации индивидуальной и коллективной работы обучающихся с обязательной фиксацией результатов, в анализе, оценке, рецензировании учебной деятельности детей, в том числе с использованием возможностей информационной среды. Особенностью дистанционной формы является то, что педагог осуществляет процесс обучения удаленно, через сеть интернет. Возможно дистанционное обучение как в режиме реального времени (с использованием сервиса видеоконференции), так и в режиме отложенного времени (с использованием форумов, интерфейсов комментирования заданий и т. п.) Во втором случае имеется возможность асинхронного обучения, при котором каждый обучающийся работает в своем темпе. Место нахождения участников образовательных отношений свободное, единственным условием является обеспечение каждого компьютером, подключенным к сети интернет, и доступом к разработанным электронным учебным материалам по курсу. 10 Дистанционное обучение в идеальном случае: – предоставляет возможность проходить обучение, не покидая места жительства, в том числе в условиях карантинных мероприятий, в условиях самоизоляции; – обеспечивает широкий доступ к образовательным отечественным и мировым ресурсам; – предоставляет возможность получить образование для решения разных жизненных задач; – предоставляет возможность организации процесса самообучения наиболее эффективным для себя образом; – предоставляет возможность продолжения образования в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей; – позволяет повысить уровень образовательного потенциала качества образования. Роль педагога заключается в удаленной организации индивидуальной и коллективной работы детей в пространстве учебной дисциплины, в анализе, оценке, рецензировании учебной деятельности школьников с использованием возможностей информационной среды. В идеале рабочее место обучающегося и педагога должно быть оборудовано мультимедийным компьютером и компьютерной периферией: веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками, сканером, принтером. На компьютерах обучающегося и педагога должно быть установлено программное обеспечение необходимое для осуществления обучения: – общего назначения (антивирус, архиватор, «офисный» пакет, графический, видео-, звуковой редактор); – учебного назначения. Должен быть обеспечен доступ обучающегося и педагога к ресурсам системы дистанционного обучения через сеть интернет на скорости не ниже 512 Кбит/с (в домашних условиях). Для образовательной организации должен быть обеспечен порт доступа в сеть интернет со скоростью не ниже 10 Мбит/с. Продолжительность онлайн-занятия для детей 7-10 лет- 15 мин; для детей 10-13 лет – 20 мин; старше 13 лет – 25-30 мин (на 2-м часу работы не более 20 мин). Особенности организации образовательного процесса Содержание и материал Программы организованы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности. Базовый, стартовый уровень предполагает формирование у обучающихся устойчивого интереса к 11 хоровому пению, развитие базовых музыкальных навыков и готовности к дальнейшему творческому росту. Обучающиеся начинают с освоения элементарных вокальных техник, таких как правильное дыхание, артикуляция и звукоизвлечение. Параллельно развивается музыкальный слух и чувство ритма, что способствует лучшему восприятию музыки и её исполнению. Важной частью программы является знакомство с разными музыкальными жанрами, что помогает детям находить свои музыкальные предпочтения и расширять культурный горизонт. Принципы отбора содержания Принцип единства развития, обучения и воспитания: обучение хоровому пению направлено не только на овладение техническими навыками, но и на гармоничное развитие личности ребёнка, включая его духовное и нравственное воспитание. Музыкальная деятельность способствует формированию эстетического вкуса, уважительного отношения к культуре и традициям, а также развивает дисциплину и ответственность. Принцип систематичности и последовательности: учебный материал подается последовательно, начиная с простейших элементов и постепенно усложняясь. Программа строится так, чтобы каждая новая ступень основывалась на ранее полученных знаниях и умениях, обеспечивая логичную взаимосвязь между различными этапами обучения. Принцип доступности: все учебные материалы и задания соответствуют уровню подготовки учеников, они доступны для понимания и освоения. Новые, более сложные концепции и упражнения вводятся поэтапно, чтобы исключить перегрузку и создать комфортные условия для успешного усвоения знаний. Принцип наглядности: для лучшего восприятия и запоминания материала активно используются аудиозаписи, видеоматериалы, демонстрации педагога, а также визуализированные ноты и другие вспомогательные средства. Наглядность помогает детям быстрее освоить теоретический и практический аспекты хорового пения. Принцип взаимодействия и сотрудничества: важное значение придаётся совместной работе в коллективе. Совместное исполнение песен, обсуждения и анализ выступлений способствуют развитию коммуникативных навыков, укрепляют доверие и дружбу среди участников хора. Коллективная деятельность стимулирует взаимное обучение и поддержку. Принцип комплексного подхода: программа включает широкий спектр видов деятельности: индивидуальные занятия, групповые тренировки, репетиции, участие в концертах и конкурсах. Такой подход обеспечивает всестороннюю подготовку и развитие вокальных способностей, позволяя каждому ребёнку раскрыть свой потенциал и 12 получить опыт публичных выступлений. Основные формы и методы Занятия по программе организованы в академической форме по подобию уроков, с включением в образовательный процесс массовых досуговых мероприятий, концертов, посещения театров, так как образовательный момент в обучении искусству неотделим от воспитательного. Формы занятий – групповая и индивидуальная. Учебный материал усваивается поэтапно, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учеников. В процессе обучения учащиеся должны последовательно освоить технику вокала, хорового пения (дыхание, звукообразование, мышечная и голосовая свобода, координация голоса). Методы обучения: Словесный метод: Этот метод включает рассказы, объяснения и пояснения о характере исполняемого произведения, использовании различных средств музыкальной выразительности, а также оценку исполнения. Перед началом разучивания нового произведения педагог рассказывает историю его создания, объясняет, какой эмоциональный настрой оно должно передать, и какие музыкальные приёмы для этого использованы. Также проводится разбор исполнения, где обсуждаются сильные стороны и возможные ошибки. Наглядный метод: Использование наглядных материалов, таких как видео-демонстрации, записи профессиональных исполнителей или собственные записи хора, помогает наглядно показать, как должно звучать произведение. Педагог может продемонстрировать правильную технику дыхания, артикуляции, а также объяснить, как добиться нужного звука и интонации. Практический метод: Практическая часть включает упражнения, направленные на закрепление изученного материала. Это могут быть воспроизводящие упражнения, когда ученики повторяют за учителем отдельные фрагменты мелодии или ритм, а также тренировочные упражнения, развивающие дыхательную технику, дикцию и интонирование. Регулярные практики помогают закрепить навыки и улучшить качество 13 исполнения. Эвристический метод: Творческие задания и импровизации позволяют развивать индивидуальность и креативность каждого участника хора. Задания могут включать импровизацию на заданную тему, сочинение небольших музыкальных фрагментов или этюдов, а также работу над собственным стилем исполнения. Эти методы стимулируют воображение и способствуют развитию артистизма. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.1. Учебный план Первый год обучения (158 учебных часов) № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория 10 2 Практика Формы аттестации/ контроля 1. Артикуляционная гимнастика 2. Развивающие голосовые игры. Освоение фонопедического метода на речевом уровне. 12 3 9 3. Работа над унисоном. 8 1 7 Пение в группе и индивидуально 4. Освоение навыков певческого дыхания. 10 2 8 Опрос 5. Развитие музыкального слуха и памяти. 7 - 7 Слушание 6. Ритмическое воспитание. 7 1 6 Опрос 7. Движение. 12 2 10 Работа в группе и индивидуально 8. Знакомство с музыкальной терминологией. 9. Слушание музыки. 8 Опрос Опрос Опрос 3 2 1 8 1 7 Муз. викторина 14 Работа над музыкальным произведением и литературным текстом. 10. Подготовка и участие в календарных праздниках. 11. 12. 13. Опрос, концерт 18 2 16 24 - 24 Тематические уроки. 21 1 20 1 Посещение театров, 1 концертов, музеев Сводные репетиции 18 - Всего Выступление на празднике Опрос Беседа, рисунки 18 158 17 141 Ожидаемые результаты по итогам первого года обучения: знать/понимать: Упражнения для развития голосовых игр. Понятие унисона. Музыкальные термины: форте, пиано, крещендо, диминуэндо, стаккато, легато, глиссандо. уметь: Правильно выполнять артикуляционную гимнастику. Осознавать пение как выдох. Использовать звучащие жесты и простейшие ритмослоги. Иллюстрировать текст песен импровизационными движениями. Применять «активное» слушание музыки. Погружаться в тематический урок с помощью различных видов деятельности (движения, театра, музицирования, рисования, пения, игры на музыкальных инструментах, изготовления шумовых инструментов). 15 Учебный план Второй год обучения (158 учебных часов) № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Интонационно-фонетические упражнения. 3. 8 - 8 Опрос Опрос 21 Голосовые сигналы доречевой коммуникации. 6 15 Опрос 8 1 7 4. Работа над дыханием. 10 2 8 Опрос 5. Работа над двухголосием. 10 2 8 Пение в группе 6. Знакомство с музыкальной терминологией и нотной грамотой. Опрос 3 2 1 7. Движение. 14 2 12 Работа в группе 8. Слушание музыки. 8 2 6 Муз. викторина 9. Работа над музыкальным произведением и литературным текстом. 10. Охрана голоса. 11. Подготовка и участие в календарных праздниках. 13 3 10 Опрос, концерт 6 5 1 Опрос - 21 Выступление на празднике - 18 Опрос 21 12. Тематические уроки. 18 13. Посещение театров, концертов, музеев. 18 - 18 Беседа, рисунки Сводные репетиции 16 Всего: Всего 158 25 133 Ожидаемые результаты по итогам второго года обучения: знать/понимать: Наличие четырёх регистров голоса. Способы охраны голоса. Нотную грамоту. Фонопедические фильтры. уметь: Правильно и грамотно исполнять фонопедические упражнения. Владеть осознанным вдохом и выдохом. Владеть двухголосием на речевом уровне. Исполнять изученные танцы, импровизировать под музыку. Владеть навыками бесконфликтного общения. Учебный план Третий год обучения (158 учебных часов) № п/п Название раздела, темы 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Фонопедические программы в нефальцетном и фальцетном режимах. Количество часов Всего 8 Теория Практика - 8 Форма аттестации/конт роля Опрос Опрос 16 6 10 3. Работа над унисоном. 10 2 8 Контрольные задания 4. Работа над дыханием. 10 2 8 Опрос 5. Работа над двухголосием. 10 2 8 Пение в группе 6. Освоение нотной грамоты, пение по нотам. 16 8 8 Опрос 17 7. Движение. 4 2 2 Работа в группе 8. Слушание музыки. 8 2 6 Муз. викторина 9. Работа над музыкальным произведением и литературным текстом. 14 Опрос, концерт 20 6 10. Охрана голоса. 6 3 3 Опрос 11. Подготовка и участие в календарных праздниках. 22 - 22 Выступление на празднике 12. Игра на музыкальных инструментах. 10 5 5 Контрольное задание Посещение театров, концертов, музеев 18 - 18 Беседа, обсуждение 13. Сводные репетиции Всего 158 40 118 Ожидаемые результаты по итогам третьего года обучения: знать/понимать: Освоение фонопедических программ в нефальцетном режиме. Освоение артикуляционного массажа. Устойчивый унисон, пение без сопровождения. Осознание пения как выдоха, понятие задержки дыхания, атаки звука. Освоение простейшего двухголосия. Пение по нотам. Слушание музыки по нотным картам. Овладение регистровым порогом. Игра на шумовых инструментах. уметь: Выполнять фонопедические упражнения в нефальцетном режиме. Проводить артикуляционный массаж. Поддерживать устойчивый унисон при пении без сопровождения. 18 Контролировать дыхание при пении, включая задержку дыхания и атаку звука. Исполнять простейшее двухголосие. Читать и петь по нотам. Анализировать музыку по нотным картам. Управлять своим голосом, преодолевая регистровый порог. Играть на шумовых инструментах. Учебный план Четвертый год обучения (158 учебных часов) № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего 1. Артикуляционная гимнастика 8 2. Фонопедические программы в нефальцетном и фальцетном режимах 16 3. Упражения специфического воздействия 4. Теория Практика Форма аттестации/кон троля 8 Опрос 6 10 Опрос 10 2 8 Опрос Работа над унисоном 10 2 8 Пение в группе 5. Работа над дыханием 16 8 8 Опрос 6. Работа над 2-3х голосием 10 2 8 Пение в группе 7 Освоение нотной грамоты 5 1 4 Пение в группе 8. Слушание музыки 14 7 7 Муз. викторина 9. Работа над музыкальным произведением и литературным текстом 15 5 10 Опрос, концерт, конкурс 10. Охрана голоса 4 2 2 Опрос - 19 11. Подготовка и участие в календарных праздниках 22 - 22 Выступлен ие на празднике 12. Игра на музыкальных инструментах 10 5 5 Контрольно е задание 13. Сводные репетиции. 18 - 18 Беседа, обсуждение 158 40 118 Посещение концертов, театров, музеев Всего: Ожидаемые результаты по итогам четвертого года обучения: знать/понимать: Артикуляционный массаж и артикуляционная гимнастика. Фонопедические программы в фальцетном и нефальцетном режимах. Понятие о «нейтральной» гласной. Упражнения специфического воздействия. Певческое дыхание. Простейшие трёхголосные упражнения. Особенности нотной грамоты и пение по нотам. Игры на простейших музыкальных инструментах (ксилофоны, металлофоны, блокфлейты). Игры, заклички, приговорки, танцы, песни для выступления в различных мероприятиях. уметь: Выполнять артикуляционный массаж и гимнастику. Применять фонопедические программы в фальцетном и нефальцетном режимах. Произносить «нейтральную» гласную. Выполнять упражнения специфического воздействия. Контролировать певческое дыхание. Исполнять простейшие трёхголосные упражнения. Читать и петь по нотам. Играть на простейших музыкальных инструментах. Участвовать в играх, закличках, приговорках, танцах, песнях для выступления на различных мероприятиях. 20 1.2. Содержание учебного плана 1 год обучения Тема 1. Артикуляционная гимнастика. Теория Укрепление артикуляционного аппарата, чередование различных эмоциональных настроений. Практика Сказка про язычок, работа над эмоциями – удивление, радость, восторг, обида, безразличие. Упражнения: кассета, злая кошка, чихающая Баба-Яга. Тема 2. Развивающие голосовые игры. Теория Освоение инспираторной фонации, освоение последовательности гласных в грудном режиме, осознание наличия в голосе двух режимов работы гортани – грудного и фальцетного, вибрант гортани, связь объемнопространственных представлений с высотой и силой тона, представление о вибранте мягкого неба, губной вибрант, выдувание, сонорные согласные, заднеязычный носовой сонант. Практика Упражнения: Винни-Пух и Пятачок в гостях у Кролика; Страшная сказка; Вопросы и ответы; Крокодил; Бронтозаврик; Бегемот; Машина; Ветер; Корова; Слон. Тема 3. Работа над унисоном. Теория Слитность голосов и устойчивость (чистота унисона), умение прислушиваться к голосам поющих, не выделяться из общего звучания. Практика Упражнения: движение кластера в унисон; Работа в парах: один рисует линию мелодии, другой ее поет; Пение без сопровождения; Интонирование на различные гласные и слоги; Игры с флейтой, интонирование с флейтой; Мелодекламация, монодия. Тема 4. Освоение навыков певческого дыхания. Теория Осознание пения как выдоха. 21 Практика Работа со свечкой (чтобы отклонялось пламя); Дуем на листочек (сильный выдох, чтобы листочек взлетел); Долгоговорки. Тема 5. Развитие музыкального слуха и памяти. Теория Практика Повторяшки; Зеркало; Пение внутренним слухом; Пение с закрытыми глазами; Игры с музыкальными инструментами Тема 6. Ритмическое воспитание. Теория Ритмические упражнения и ритмослоги. Метрическая пульсация при помощи равномерного отстукивания (восьмыми, четвертными и половинными). Несложные упражнения на ударных инструментах. Звучащие жесты. Практика Игра «Здравствуйте»; Сопровождение несложных попевок на музыкальных инструментах; Игра «имена» - все имена имеют разный ритмический рисунок. Проучивание собственных имен через звучащие жесты, в разных вариантах, составление ритмических произведений из имен; Игра «Кто Король?» (социальное упражнение). Ребенок выходит из класса, остальные дети стоят в кругу, и договариваются, кто будет ведущим – показывают звучащие жесты. Ведущий должен менять звучащие жесты не заметно, чтобы сложно было вычислить, кто же меняет звучащие жесты. Тема 7. Движение. Теория Иллюстрирование текста песен, использование не только готовых композиций – хороводов, танцев – но и придумывание своих движений, чтобы обыграть то или иное произведение. Движение под музыку – передача характера и настроения произведения. Мобилизующее начало занятий, разрядка между статичными разделами урока. Практика Исполнение простейших танцев народов мира – «Семь прыжков», (Голландия), «Завила се бела лоза» (Сербия), «Индо эу» (Португалия), «Комаря» (Россия), «Черкассия» (Израиль), «Ку-чи-чи» (Франция); Игры: «Ходит Васька 22 серенький», «Колечко», «Капуста», «Кострома», «Пчелки», «Репка-репонька»; Иллюстрация различной музыки: медленной, быстрой, веселой, грустной, «подпрыгивающей», плавной. Тема 8. Знакомство с музыкальной терминологией. Теория Понятия форте, пиано, крещендо, диминуэндо, стаккато, легато, глиссандо. Практика Игра «роботы и механик»: роботы ходят по прямой, механик их поворачивает, задает им направление; Робот, прошедший к краю или препятствию подает сигнал - пи, пи, пи (короткие звуки); роботы на повороте издают короткие звуки – Па! О!; при встрече с другим роботом ударить ладошками по ладошка другого – О! О! Игра «Зеркало» : фаза стаккато, исполнение телом; ходим, останавливаемся, придумываем три коротких движения тела – пошли дальше; встретившись с другим – один делает, другой повторяет искажение в зеркале, поменяться; тоже с голосовым сопровождением. Игра с мячом: А. Пинг-понг – движение мячика изображаем голосом – прыгает мячик, прыгает голос; Б. Катаем мячик по полу и сопровождаем его голосом. Меняет направление мячик – меняется звук (исполнение на легато). Тема 9. Слушание музыки. Теория С маленькими детьми только активное погружение, разучивание нового материала. Практика Учитель поет песню, дети сидят по кругу, ребенок с ударным инструментом (колокольчик, коробочка), ходит за кругом. Останавливается около любого ребенка, тихонько ударяет в инструмент, передает его этому ребенку. Петь песню можно триста раз – дети будут слушать. Игра в парах: Паровозики (ведущий-ведомый) по сигналу меняются. Игра может проходить на фоне любой музыки. Тема 10. Работа над музыкальным произведением и литературным текстом. слушание – 23 Теория Сведения о композиторе и поэте, эпохи, стране. Практика Пение на разные слоги – ю, у, о, а; Пение в разных темпах; Пение в разных тональностях. Тема 11. Подготовка и участие в календарных праздниках. Теория Практика Разучивание игр, закличек, приговорок, танцев, песен для участия в праздниках осени («Ярмарка», «Посиделки», «Льняные смотрины»); Зимы («Рождество», «Зимние святки», «Масленицы»); Весны. Тема 12. Тематические уроки Теория Выбирается тема и с помощью всех видов деятельности (движение, театр, музицирование, рисование, пение, игру на музыкальных инструментах, изготовление шумовых инструментов) происходит погружение в эту тему. Практика Урок «Кошачья музыка»: 1 фаза - музыкальный кот (игрушка, нарисованная мордочка, ребенок в маске) ходит по кругу, поет свою песенку «Кот на праздник собирался», подходит к детям, спрашивает их имена 2 фаза – Что умеет делать кошка? Двигаемся быстро, медленно, подкрадываемся, прыгаем, выпускаем когти, умываемся, сворачиваемся в клубок и т.д. Голоса кошки – шипеть, мурлыкать, мяукать, мявкать. Есть кошки с высокими и низкими голосами – можно устроить кошачий концерт. 3 фаза – стихотворение про кошку. Слушать, играть, дополнять. В классе находим место, где кошки собираются и музицируют. Театральная композиция в четырех частях: 1. Темная ночь. Лают собаки. 2. Выходят кошки, собаки их пугают, кошки разбегаются. 24 3. Слова кошки – концерт. 4. Наступило утро – кошки убежали. Можно придумать кошачий танец. Подобным образом можно провести любые тематические уроки, в т.ч. на первом году обучения: - Ореховый урок - Зима - Осень, ветер, листья - Самодельные инструменты - Голубая змейка (по Бажову) - Колокол - Лето Тема 13. Посещение театров, концертов, музеев. Сводные репетиции. Теория Практика Посещение театров, концертов, музеев. Сводные репетиции. 2 год обучения Тема 1. Артикуляционная гимнастика Теория Практика Артикуляционный массаж, кусание, вращение, щелчки. Закрепление позиций «Злая кошка», «Кассета», массаж челюстно-лицевых мышц. Тема 2. Интонационно-фонетические упражнения Это голосовые игры одного года обучения, но без стихотворного текста, в абстрактном вмешательстве с добавление наглядных схем. Теория Дети вспоминают, как извлекать звуки в том, или ином упражнении, и учатся работать по схемам. 25 Практика Те же упражнения, но с использованием наглядности. Тема 3. Голосовые сигналы доречевой коммуникации. Теория Отработка, шипа, шепота, крика, воя, визга. Включение свисткового регистра. Практика Шипение горлом; Волна; От шепота до крика; Крик; Криквой; Волна с воем; Крик-вой-визг; Волна с криком чайки. Тема 4. Работа над дыханием. Теория Осознание пения как выдоха, понятие задержки дыхания, атаки звука. Практика Упражнения: Пульсирующее; На выдувание Тема 5. Двухголосие. Теория Разделение по голосам, объяснение понятий: канон, бурдон, имитация. Практика Музыкальное эхо, речевой канон, канон, пение с бурдоном Тема 6. Знакомство с музыкальной терминологией и нотной грамотой. Теория Знакомство с новыми терминами accelerando, subito, sforsando, ritardando; Изучение нотной грамоты по руке (хоровое сольфеджио Г. Струве) Практика Пение простейших попевок по руке с постепенным их усложнением. Тема 7. Движение. Теория Определение движение – композиции. Импровизации под музыку. Танцы народов мира. Игры. 26 Практика Исполнение танцев: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Брейк-миксер (США) Танго с паузами (Финляндия) Стоп энд гоу (Финляндия) Алевандер (Швейцария) Марко скачет (Сербия) Миланово коло (Сербия) Игры «Галки-вороны»; «Дружные колокола»; хоровод «Сеювею»; «Бояре, а мы к вам пришли»; «Маскировка». Тема 8. Слушание музыки. Теория Рассказ об авторе, времени, национальных традициях Практика 1. Методом погружения 2. Рисование во время прослушивания 3. Импровизированные движения под музыку Тема 9. Работа над музыкальным произведением и литературным текстом Теория Сведения о композиторе, поэте, эпохе, стране. Практика 1. 2. 3. 4. 5. Пение на вибрации губ Пение на выдувании Пение на закрытый рот Пение через фонопедические фильтры Пение разными приемами звуковедения: стаккато, легато, маркато. Тема 10. Охрана голоса Теория Понятие о двух ограничениях фонопедического метода 1. Принудительном запрете на использование грудного регистра выше es I октавы 2. Принудительном запрете на использование речевой формы гласных выше es II октавы. Понятие о регистрах голоса: фальцетном и нефальцетном, регистровом 27 пороге. Практика Отработка в фонопедических регистровым порогом. упражнениях. Овладение Тема 11. Подготовка и участие в календарных праздниках. Теория Практика Разучивание игр, закличек, приговорок, танцев, песен для участия в календарных праздниках осени, зимы, весны. Тема 12. Тематические уроки. Теория Практика Запись звуков»; «Ударные инструменты; «Барабаны»; «Свищет вьюга»; «Рождество»; «Животные»; «Лес»; «Огонь»; «Черный баран». Тема 13. Посещение театров, концертов, музеев. Сводные репетиции. Теория Практика Посещение театров, концертов, музеев. Сводные репетиции. 3 год обучения Тема 1. Артикуляционная гимнастика. Теория Практика Артикуляционный массаж, кусание, вращение, щелчки. Закрепление позиций «Злая кошка», «Кассета», массаж челюстно-лицевых мышц. Тема 2. Фонопедические программы в нефальцетном режиме. 28 Теория 1. Имитация звука «р» в вибрации губ (лабриовибрант) 2. Штро-бас, расслабление языка 3. Пульсирующие упражнения – развития вибрато Фонопедические программы с переходом в фальцетный режим: 1. Вибрация губ: октавы, децимы, дуодецимы 2. Вибрация губ гласный «ы» 3. Штро-бас-порог-грудной режим -порог-фальцетный режим Фонопедические программы в фальцетном режиме: 1. Вибрация губ 2. Гласный «у» с продуванием воздуха Практика Пропевание вышеперечисленных упражнений в нотации. Тема 3. Работа над унисоном. Теория Слитность голосов и устойчивость (чистота унисона), умение прислушиваться к голосам поющих, не выделяться из общего звучания. Практика Упражнения: 1. Движение кластера в унисон 2. Работа в парах: один рисует линию мелодии, другой ее поет 3. Пение без сопровождения 4. Интонирование на различные гласные и слоги 5. Игры с флейтой, интонирование с флейтой 6. Мелодекламация, монодия Тема 4. Работа над дыханием. Теория Осознание пения как выдоха, понятие задержки дыхания, атаки звука. Практика Упражнения: 1. Пульсирующее 29 2. На выдувание Тема 5. Двухголосие. Теория Разделение по голосам, объяснение понятий: канон, бурдон, имитация. Практика Музыкальное эхо, речевой канон, пение с бурдоном. Тема 6. Освоение нотной грамоты, пение по нотам. Теория Знакомство с ключами, нотным станом, расположением нот на нотном стане. Практика Пение по нотам Тема 7. Движение. Теория Иллюстрирование текста песен, использование не только готовых композиций – хороводов, танцев – но и придумывание своих движений, чтобы обыграть то или иное произведение. Движение под музыку – передача характера и настроения произведения. Мобилизующее начало занятий, разрядка между статичными разделами урока. Практика Тема 8. 1. Исполнение простейших танцев народов мира – «Семь прыжков», (Голландия), «Завила се бела лоза» (Сербия), «Индо эу» (Португалия), «Комаря» (Россия), «Черкассия» (Израиль), «Ку-чи-чи» (Франция) 2. Игры: «Ходит Васька серенький», «Колечко», «Капуста», «Кострома», «Пчелки», «Репка-репонька» 3. Иллюстрация различной музыки: медленной, быстрой, веселой, грустной, «подпрыгивающей», плавной. Слушание музыки. 30 Теория Рассказ об авторе, времени, национальных традициях. Практика Слушание по нотным картам; Сравнение одного произведения в инструментальном и голосовом звучании. Тема 9. Работа над музыкальным произведением и литературным текстом. Теория Сведения о композиторе, поэте, эпохе, стране. Практика 1. 2. 3. 4. 5. Пение на вибрации губ Пение на выдувании Пение на закрытый рот Пение через фонопедические фильтры Пение разными приемами звуковедения: стаккато, легато, маркато. Тема 10. Охрана голоса. Теория Понятие о двух ограничениях фонопедического метода: 1. Принудительном запрете на использование грудного регистра выше es I октавы 2. Принудительном запрете на использование речевой формы гласных выше es II октавы. Понятие о регистрах голоса: фальцетном и нефальцетном, регистровом пороге. Практика Отработка в фонопедических регистровым порогом. упражнениях. Овладение Тема 11. Подготовка и участие в календарных праздниках. Теория Практика Разучивание игр, закличек, приговорок, танцев, песен для участия в календарных праздниках осени, зимы, весны. 31 Тема 12. Игра на музыкальных инструментах. Теория Освоение приемов игры на ксилофонах, металлофонах, блокфлейте, владение палочками. Практика Игра на музыкальных инструментах. Тема 13. Посещение театров, концертов, музеев. Сводные репетиции. Теория Практика Посещение театров, концертов, музеев. Сводные репетиции. 4 год обучения Тема 1. Артикуляционная гимнастика. Теория Практика Артикуляционный массаж, кусание, вращение, щелчки. Закрепление позиций «Злая кошка», «Кассета», массаж челюстно-лицевых мышц. Тема 2. Фонопедические программы в нефальцетном режиме. Теория Шепотный звук; Формулирование высокой певческой форманты: «у» в грудном режиме с продуванием воздуха через губы; Формулирование нетральной гласной. Фонопедические программы с переходом в фальцетный режим: 1. Вибрация губ: октавы, децимы, дуодецимы 2. Вибрация губ гласный «ы» 3. Штро-бас -порог- грудной режим -порог – фальцетный режим 32 Фонопедические программы в фальцетном режиме: 1. Пульсирующие упражнения для вибрато-фонетического приема 2. Пульсирующие упражнения для развития вибратодыхательного приема 3. Перенос нейтрального гласного из грудного режима в фальцетный Практика Пропевание вышеперечисленных упражнений в нотации. Тема 3. Упражнения специфического воздействия. 1. Механический прием наведения на ощущения пения с вибрато 2. Активация нижнего участка диапазона фальцетного режима (первая октава) «Зубы на зубы» 3. Развитие грудных вибрационных ощущений на нижнем участке диапазона фальцетного режима (первая октава) «Уточка» Теория Слитность голосов и устойчивость (чистота унисона), умение прислушиваться к голосам поющих, не выделяться из общего звучания. Практика Упражнения: 1. Движение кластера в унисон 2. Работа в парах: один рисует линию мелодии, другой ее поет 3. Пение без сопровождения 4. Интонирование на различные гласные и слоги 5. Игры с флейтой, интонирование с флейтой 6. Мелодекламация, монодия Тема 4. Работа над унисоном. Теория Слитность голосов и устойчивость (чистота унисона), умение прислушиваться к голосам поющих, не выделяться из общего звучания. 33 Практика Упражнения: 1. Движение кластера в унисон 2. Работа в парах: один рисует линию мелодии, другой ее поет 3. Пение без сопровождения 4. Интонирование на различные гласные и слоги 5. Игры с флейтой, интонирование с флейтой 6. Мелодекламация, монодия Тема 5. Работа над дыханием. Теория Осознание пения как выдоха, понятие задержки дыхания, атаки звука. Практика Упражнения: 1. Пульсирующее 2. На выдувание Тема 6. Работа над 2-3 голосием. Теория Разделение по голосам, объяснение понятий: канон, бурдон, имитация. Практика Музыкальное эхо, речевой канон, канон, пение с бурдоном. Тема 7. Освоение нотной грамоты. Теория Знакомство с ключами, нотным станом, расположением нот на нотном стане. Практика Пение по нотам. Тема 8. Слушание музыки. Теория Рассказ об авторе, времени, национальных традициях. 34 Практика 1. Слушание по нотным картам 2. Сравнение одного произведения в инструментальном и голосовом звучании Тема 9. Работа над музыкальным произведением и литературным текстом. Теория Сведения о композиторе, поэте, эпохе, стране. Практика 1. 2. 3. 4. 5. Пение на вибрации губ Пение на выдувании Пение на закрытый рот Пение через фонопедические фильтры Пение разными приемами звуковедения: стаккато, легато, маркато Тема 10. Охрана голоса. Теория Понятие о двух ограничениях фонопедического метода: 1. Принудительном запрете на использование грудного регистра выше es I октавы 2. Принудительном запрете на использование речевой формы гласных выше es II октавы. Понятие о регистрах голоса: фальцетном и нефальцетном, регистровом пороге. Практика Отработка в фонопедических регистровым порогом. упражнениях. Овладение Тема 11. Подготовка и участие в календарных праздниках. Теория Практика Разучивание игр, закличек, приговорок, танцев, песен для участия в календарных праздниках осени, весны, зимы. 35 Тема 12. Игра на музыкальных инструментах. Теория Освоение приемов игры на ксилофонах, металлофонах, блокфлейте, владение палочками. Практика Игра на музыкальных инструментах Тема 13. Посещение театров, концертов, музеев. Сводные репетиции. Теория Практика Посещение театров, концертов, музеев. Сводные репетиции. Календарный учебный график утверждается на учебный год приказом директора МАОУ СОШ № 125 и является обязательной составной частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (приложение 1 к ДООП). 1.3. Планируемые результаты Предметные результаты: Обучающиеся знают Обучающиеся умеют: 1. Историю и терминологию хорового пения. 2. Оздоровительные возможности занятий музыкой и хором. 3. Основные принципы здорового образа жизни, поддерживающие голосовой аппарат. 4. Основы теории музыки, включая ноты, интервалы, аккорды. 5. Правила участия в музыкальных конкурсах и фестивалях. 6. Способы самоконтроля при выполнении вокальных упражнений и выступлений. 1. Применять правила безопасности и профилактики травмирования голосового 36 2. 3. 4. 5. аппарата. Разрабатывать и демонстрировать комплексы вокальных разминок и упражнений. Выбирать подходящие вокальные приемы в зависимости от исполняемого произведения. Применять базовые элементы вокальной техники в процессе исполнения. Выполнять контрольные упражнения для оценки своих вокальных возможностей. Метапредметные результаты: Обучающиеся: 1. Ведут активный и здоровый образ жизни, уделяя внимание поддержке здоровья голосового аппарата. 2. Способствуют своему общему культурному и музыкальному развитию, укрепляя свои музыкальные навыки. 3. Проявляют навыки планирования и организации своей учебной и творческой деятельности в соответствии с поставленными целями. 4. Демонстрируют умение определять наиболее эффективные способы достижения желаемого результата в музыке. 5. Имеют положительную динамику в развитии вокальных навыков и психологических качеств, связанных с публичными выступлениями. Личностные результаты: Обучающиеся: 1. Проявляют устойчивый интерес к систематическим занятиям хоровым пением. 2. Воспитывают в себе морально-волевые и нравственные качества, такие как ответственность, целеустремленность, уважение к культуре и искусству. 3. Формируют ценностное отношение к здоровому и безопасному образу жизни, направленному на поддержание голосовых данных. 4. Сформированы коммуникативные навыки, необходимые для совместной работы в хоре и публичных выступлений. 37 5. Проявляют готовность к участию музыкальных соревнованиях и конкурсах. 3. в КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 3.1.Формы аттестации/контроля обучающихся. Аттестация обучающихся проводится согласно Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МАОУ СОШ № 125. В начале каждого учебного года проводится стартовая диагностика года с целью выявления вокально – хоровых навыков детей по пяти параметрам: диапазон, интонация, дикция, дыхание, движение. - промежуточная аттестация – в конце каждого полугодия (декабрь, май); - итоговая аттестация – по завершению изучения программы (май). На аттестации оценивается: теоретический уровень подготовки обучающихся; практические результаты деятельности, сольные концерты; результаты участия в смотрах, конкурсах. Система оценивания - безотметочная. Для отслеживания и контроля результатов обучения в каждой учебной группе проводятся: открытые занятия, на которых обучающиеся показывают свои знания, умения, способности; отчетный концерт, который проходит в конце года, где обучающиеся показывают все, чему они научились. 3.2.Условия реализации программы Просторное, светлое помещение Удобные стулья Фортепиано 38 Музыкальный центр с колонками Проектор Компьютер Наглядные пособия по музыкальному воспитанию: записи конкурсных выступлений, концертов, уроков. Видеофильмы Фонограммы вокальных произведений Дополнительное оборудование, обеспечиваемое родителями: Концертные костюмы и обувь Информационное обеспечение программы Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Основная литература: Амонашвили Ш. Семинар в Екатеринбурге 10-16 марта 1997 года Антология гуманной педагогики. Выготский М., 1996 Воспитание музыкой. Сборник статей под редакцией Вендровой Т.Е.. Пигарева И.В. М., Просвещение, 1994 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991 Детский голос. Экспериментальные исследования под редакцией Шацкой М., М., Педагогика, 1997 Дудина М.М., Педагогика. Долгий путь к гуманистической этике. Екатеринбург, «Наука», 1998 Емельянов В.В, Развитие голоса, координация и тренаж, СанктПетербург, 1997 Жилин В.А. Речевые упражнения, Варна, 1996 Музыка – детям. Вопросы музыкального воспитания. Выпуск пятый «Музыка», 1985 Пономарев А.С. Жизнь детского хора в сборнике «Воспитание музыкой» М., просвещение, 1991 Рачина Б.С. Петь в хоре может каждый «Воспитание музыкой» М., «Просвещение», 1991 Роджерс К. Взгляд на психотерпию. Становление человека. Перевод с английского М., 1994 Сафонова В.И. Некоторые особенности локального воспитания, связанные с охраной детского голоса в сборнике статей «работа с детским хором» М., «Музыка», 1981 Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению М., издательство «Прометей» МГПУ им. Ленина, 1992 39 Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей в книге: «Проблемы индивидуальных различий» М., 1961 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: http://www.mp3sort.com/ http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm http://forums.minus-fanera.com/index.php Кадровое обеспечение реализации программы Программу реализует педагог дополнительного образования с соответствующим уровнем образования и квалификации. (Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых») и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ФЗ №273 ст.46, ч.1). Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, (соответствующей профилю программы), без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Сведения о составителе Малец Любовь Валерьевна Образование: высшее (Музыкальное училище им. Чайковского, хормейстер, 1982 г., Свердловский Государственный Педагогический Институт, учитель музыки, 1988 г.) Категория: высшая квалификационная категория. Методическое обеспечение программы Методические рекомендации по организации и выполнению Программы. Методы обучения: Словесные методы Рассказ: история и теория хорового пения, биографии композиторов и дирижеров, история создания известных хоровых произведений. Объяснение: подробный разбор хоровых техник, анализ музыкальных произведений, объяснение структуры и формы хоровых партитур. Команды и распоряжения: руководство процессом 40 Наглядные методы Методы ориентирования Практические методы Музыкальноисполнительские методы исполнения, указания по технике дыхания, звукоизвлечению, артикуляции и синхронности. Задание: постановка задач для самостоятельной работы, развитие вокальных и хоровых навыков. Указание: коррекция ошибок, советы по улучшению исполнения, рекомендации по совершенствованию индивидуальных и коллективных аспектов. Беседа и разбор: совместное обсуждение результатов, анализ выполненных заданий, обратная связь после репетиций и выступлений. Показ упражнений или их элементов: демонстрация правильной постановки голоса, дыхания, артикуляционных движений, работы с дирижером. Вспомогательные наглядные методы: Демонстрация кино- и видеоматериалов: просмотр записей профессиональных хоров для анализа их техники и интерпретации. Использование схем и диаграмм: визуализация нотного текста, музыкальных структур, динамических изменений, схем дирижерской руки. Метод повторного и замедленного показа: анализ деталей исполнения, коррекция ошибок. «Стоп-кадр»: временная остановка записи для детального обсуждения нюансов исполнения. Предметные или условные ориентиры: использование метронома, ритмических моделей, звуковых сигналов для поддержания ритма и синхронизации в хоре. Метод упражнений: разучивание вокальных приемов, дыхательных упражнений, дикционных тренировок, работа над интонацией и ансамблем. Целостное разучивание: освоение простых хоровых элементов целиком, например, одноголосных партий. Поэтапное разучирование: Временное освоение отдельных частей сложной хоровой партии с последующим их объединением (например, многослойные гармонии или сложные полифонические произведения). Непрерывность и цикличность: регулярность занятий, построение программ на основе циклического повторения. Постепенность повышения требований: постепенное усложнение репертуара, увеличение длительности занятий. 41 Метод воспитания: Волнообразность динамики нагрузок: чередование интенсивных и менее напряженных этапов обучения. Моделирование концертной деятельности: проведение пробных концертов, участие в открытых уроках, подготовка к конкурсам и фестивалям. Убеждение: привитие любви к музыке, важности дисциплины и самодисциплины. Поощрение: поддержка успехов, признание достижений. Порицание: конструктивная критика, направленная на исправление недостатков. Пример: демонстрация образцов профессионального исполнения. Требование: установление стандартов и ожиданий в отношении качества исполнения. Стимулирование: создание мотивации для постоянного роста и самосовершенствования. Мотивация: поддержание интереса к обучению и достижению новых высот. Создание воспитывающих ситуаций: участие в концертах, конкурсах, совместных проектах, способствующих формированию ответственности и взаимопомощи. Педагогические технологии: Технология группового обучения: совместные занятия, направленные на развитие навыков коллективного исполнения, гармонизации голосов и синхронного звучания. Групповая работа над постановкой дыхания, дикции и интонирования. Технология дифференцированного обучения: индивидуальный подход к каждому участнику хора, учитывая его уровень подготовки, вокальные данные и темп развития. Разделение на подгруппы для выполнения разных уровней сложности заданий. Технология игровой деятельности: использование игровых методик для освоения вокальных техник, например, игры на развитие слуха, ритма и памяти. Музыкальные викторины и конкурсы для закрепления теоретических знаний. Информационно-коммуникативная технология обучения: применение цифровых технологий для демонстрации примеров исполнения, использования онлайн-ресурсов для поиска и прослушивания музыкальных произведений. Взаимодействие с участниками через образовательные платформы и социальные сети. 42 Здоровьесберегающие технологии: правильная организация режима занятий, включающая разминку, отдых и профилактику перегрузок голосового аппарата. Мониторинг состояния здоровья участников, рекомендации по уходу за голосом. Технология развития критического мышления: обсуждение и анализ музыкальных произведений, стилей и интерпретаций. Самостоятельный поиск информации и подготовка докладов по истории музыки и хорового искусства. Технология дистанционного обучения: организация онлайн-занятий для участников, находящихся вне места проведения основной репетиционной базы. Возможность индивидуального обучения и консультаций через интернет-платформы. Алгоритм учебного занятия: Подготовительный этап: 1. Построение, приветствие: Приветствие участников, краткий обзор прошедшего занятия, проверка готовности к работе. 2. Постановка цели и задач: Определение основных направлений работы на текущем занятии, уточнение ожидаемых результатов. 3. Разминка: Хоровая разминка, дыхательные упражнения, артикуляция, растяжка для голоса. Основной этап: 1. Знакомство с техникой выполнения упражнений: Объяснение новых вокальных техник, демонстрация правильных приемов. 2. Отработка: Практика новых техник на простых упражнениях, работа над интонированием, дикцией, резонансом. 3. Репертуарная работа: Разбор и исполнение новых музыкальных произведений, распределение партий, работа с музыкальными инструментами. 4. Творчество: Импровизация, создание собственных аранжировок, работа в группах над творческими проектами. 5. Подвижные игры: Вокальные игры на развитие слуха, ритма, реакции. Заключительный этап: 1. Снижение нагрузки: Медленные вокальные упражнения, растяжка, восстановление дыхания. 2. Обратная связь: Обсуждение проделанной работы, комментарии преподавателя, ответы на вопросы. 43 3. Домашние задания: Назначение домашних заданий для дальнейшей работы над техникой и репертуаром. 4. Завершение занятия: Подведение итогов, прощание, благодарность за активную работу. Дидактические материалы 1. Нотные листы с новыми произведениями: Партитуры для хора с указанием партий и необходимых вокальных линий. 2. Таблицы с основными правилами и терминами хорового искусства: перечень ключевых понятий и определений, используемых в хоровом пении. 3. Постеры с примерами правильной техники дыхания и артикуляции: визуальные пособия, демонстрирующие корректную постановку дыхания и произношения звуков. 4. Иллюстративные материалы по истории музыки и знаменитым хоровым коллективам: постеры, книги, фотографии, посвящённые известным хоровым произведениям и исполнителям. 5. Рекомендации по самостоятельным занятиям и уходу за голосом: советы и инструкции для сохранения и улучшения вокальных данных, включая упражнения для домашней работы. № п/ п Раздел или тема программы Форма проведения занятий Методы и приемы Дидактическ организации УВП ий материал, техническое оснащение занятий 1 Артикуляционная гимнастика Рассказ, практическое занятие Словесный, наглядный, практический Мультимедийная система компьютер, музыкальный материал, видеоматериал 2 Фонопедический метод В.В.Емельянова Рассказ, просмотр видеоматериала, практика Словесный, наглядный, практический Мультимедийная система компьютер, музыкальный материал, видеоматериал 3 Унисон Рассказ, просмотр видеоматериала, практика Словесный, наглядный, практический Мультимедийная система компьютер, музыкальный материал, видеоматериал 44 4 Дыхание Рассказ, просмотр видеоматериала, практика Словесный, наглядный, практический Мультимедийная система компьютер, музыкальный материал, видеоматериал 5 Развитие музыкального слуха и памяти Слушание, упражнения Словесный, наглядный, практический Мультимедийная система компьютер, музыкальный материал, видеоматериал 6 Ритмическое воспитание Рассказ, просмотр видеоматериала, практика Словесный, наглядный, практический Мультимедийная система компьютер, музыкальный материал, видеоматериал 7 Движение Рассказ, просмотр видеоматериала, практика Словесный, наглядный, практический Мультимедийная система компьютер, музыкальный материал, видеоматериал 8 Музыкальная терминология Рассказ, практическое занятие Словесный, наглядный, практический Мультимедийная система компьютер, музыкальный материал, видеоматериал 9 Слушание музыки Слушание, викторина Словесный, наглядный, практический Мультимедийная система компьютер, музыкальный материал, видеоматериал 10 Работа над музыкальным произведением и литературным текстом Рассказ, просмотр видеоматериала, практика Словесный, наглядный, практический Мультимедийная система компьютер, музыкальный материал, видеоматериал 11 Подготовка календарных праздников Обсуждение, практика Словесный, наглядный, практический Мультимедийная система компьютер, музыкальный 45 материал, видеоматериал 12 Тематические уроки Слушание, практика Словесный, наглядный, практический Мультимедийная система компьютер, музыкальный материал, видеоматериал 13 Многоголосие Рассказ, просмотр видеоматериала, практика Словесный, наглядный, практический Мультимедийная система компьютер, музыкальный материал, видеоматериал 14 Охрана голоса Рассказ, упражнения Словесный, наглядный, практический Мультимедийная система компьютер, музыкальный материал, видеоматериал 15 Игра на музыкальных инструментах Рассказ, просмотр видеоматериала, практика Словесный, наглядный, практический Мультимедийная система компьютер, музыкальный материал, видеоматериал 16 Воспитательная работа Посещение концертов, экскурсии, занятия – праздники, беседы. Словесный, наглядный, практический Концертные афиши, тематические альбомы, мультимедийная система, альбомы для творчества, музыкальные инструменты 3.3. Воспитательная деятельность 3.3.1. Цель: Основные целевые ориентиры воспитания в программе занятий вокальным ансамблем направлены на: эстетическое, нравственное, патриотическое и этнокультурное воспитание детей через приобщение к искусству, народному творчеству и сохранению культурного наследия народов России; 46 активное вовлечение детей в разные виды искусства и жанры художественного творчества, с особым вниманием к сохранению традиций классического искусства; обновление содержания образовательных программ в области искусства, развитие инфраструктуры дополнительного образования, включая использование цифровых технологий, современного оборудования и материалов. 3.3.2 Формы и методы воспитания Учебное занятие: Воспитательная информация: усвоение информации, имеющей воспитательное значение, формирование ценностных и нравственных ориентаций. Опыт: получение опыта, в котором проявляются и укрепляются нравственные установки, а также развивается способность делать моральные выборы. Саморазвитие: участие в процессах личного развития и творческой самореализации. Информация: узнают о научных открытиях, культурных достижениях, архитектурных шедеврах, народных традициях и исторических событиях. Они также изучают биографии выдающихся людей, что помогает формировать у них сферу интересов, этические установки и нормы поведения. Поиск и обработка информации: учатся искать, собирать, обрабатывать и обмениваться информацией, что способствует развитию самостоятельности и аналитического мышления. Практические занятия: Закрепление правил поведения и коммуникации: занятия способствуют развитию навыков общения, позитивного отношения к команде и конструктивного поведения. Формирование ценностей: учащиеся практикуют техники вокала, вырабатывают дисциплинированность и уважение к правилам. Проектная деятельность: Развитие навыков целеполагания, планирования и рефлексии: участие в проектах помогает детям научиться ставить цели, планировать свои действия и оценивать достигнутые результаты. Укрепление внутренней дисциплины: проектная работа требует организованности и концентрации, что стимулирует развитие самодисциплины. 47 Коллективные игры: проявление и укрепление личных качеств: игры помогают детям проявить эмоциональность, активность, стремление к успеху, а также развить навыки командной работы и взаимопомощи. Итоговое мероприятие (концерт): закрепление успеха: проведение концерта помогает закрепить ощущение успеха, развивает рефлексивность и коммуникативные навыки, усиливает чувство ответственности и удовлетворяет эмоциональные потребности детей. 3.3.3. Условия воспитания, анализ результатов. Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся является руководитель объединения с помощью метода педагогического наблюдения и метода включения детей в деятельность коллектива. Механизмом оценки роста является: «обратная связь» обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставит перед собой обучающиеся и коллектив, а также достижения не только творческого характера, но и личностного. Через педагогическое наблюдение воспитанность обучающегося оценивается по следующим критериям: посещаемость занятий и своевременность прихода на них; степень проявления дисциплинированности, инициативности, активности и самостоятельности обучающихся; уровень развития трудолюбия, настойчивости в преодолении трудностей; отношения со сверстниками и роль обучающегося в коллективе. Используемые формы стимулирования и поощрения: 1. Награждение дипломами (грамотами) обучающихся, показавших высокие образовательные результаты. 2. Награждение дипломами (грамотами) родителей обучающихся, принимающих активное участие в жизни коллектива. 3. Размещение информации о достижениях коллектива и обучающегося на информационном стенде школы, на сайте МАОУ СОШ №125, в Госпаблике школы в социальной сети Вконтакте. 4. Участие в творческих фестивалях, на мероприятиях МАОУ СОШ № 125. 3.3.4. Календарный план воспитательной работы Календарный план воспитательной работы утверждается на учебный год приказом директора МАОУ СОШ № 125 и является обязательной составной частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (приложение 2 к ДООП). 48 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные правовые акты: Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 30 декабря 2021 года, (редакция, действующая с 1 марта 2022 года). Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.). Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р). Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. №3081-р). Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 (ред. от 24.12.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.01.2022). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел VI Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 (ред. от 24.12.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.01.2022). Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол №3). Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» . Приказ Министерства просвещения РФ от 13 марта 2019 г. № 114 “Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по 49 основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам”. Устав МАОУ СОШ № 125. Положение о порядке организации и осуществления деятельности по ДООП в МАОУ СОШ № 125 Положение о формах, периодичности и порядке контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ СОШ № 125. Основная литература: Амонашвили Ш. Семинар в Екатеринбурге 10-16 марта 1997 года Антология гуманной педагогики. Выготский М., 1996 Воспитание музыкой. Сборник статей под редакцией Вендровой Т.Е.. Пигарева И.В. М., Просвещение, 1994 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991 Детский голос. Экспериментальные исследования под редакцией Шацкой М., М., Педагогика, 1997 Дудина М.М., Педагогика. Долгий путь к гуманистической этике. Екатеринбург, «Наука», 1998 Емельянов В.В, Развитие голоса, координация и тренаж, СанктПетербург, 1997 Жилин В.А. Речевые упражнения, Варна, 1996 Музыка – детям. Вопросы музыкального воспитания. Выпуск пятый «Музыка», 1985 Пономарев А.С. Жизнь детского хора в сборнике «Воспитание музыкой» М., просвещение, 1991 Рачина Б.С. Петь в хоре может каждый «Воспитание музыкой» М., «Просвещение», 1991 Роджерс К. Взгляд на психотерпию. Становление человека. Перевод с английского М., 1994 Сафонова В.И. Некоторые особенности локального воспитания, связанные с охраной детского голоса в сборнике статей «работа с детским хором» М., «Музыка», 1981 Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению М., издательство «Прометей» МГПУ им. Ленина, 1992 Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей в книге: «Проблемы индивидуальных различий» М., 1961 50 Список полезных интернет-ресурсов для педагога: http://www.mp3sort.com/ http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm http://forums.minus-fanera.com/index.php http://alekseev.numi.ru/ http://talismanst.narod.ru/ http://www.rodniki-studio.ru/ http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm http://www.lastbell.ru/pesni.html http://www.fonogramm.net/songs/14818 http://www.vstudio.ru/muzik.htm http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/ http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed http://www.notomania.ru/view.php?id=207 http://notes.tarakanov.net/ http://irina-music.ucoz.ru/load Список литературы для учащихся Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003; Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002; Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998 Журнал Звуковая дорожка, все выпуски. Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006; Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002; Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000. Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009; Физика и музыка. Анфилов Г. – М.: 1962; Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 1999; Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г. Хинн. – М., 1998 Громов Старые и новые методы постановки голоса Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М. «Музыка».1968г. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. С – П. 1997г. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. Учебное пособие для студентов педагогических институтов М. «Просвещение» 1968г. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М. «Музыка» 1965г. Морозов В. П Искусство резонансного пения Назаренко И.К. Искусство пения М. «Музыка» 1968г. 51 Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М. «Прометей» 1992г. Пекарская Е. Вокальный букварь. 52 Приложение № 2 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Вокальный ансамбль» КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № п/п Направление воспитательно й работы Наименование мероприятия (события) 1. Гражданскопатриотическо е 1. Посвящение в первоклассники 2. Фестиваль литературномузыкальных композиций 1.Выступление на празднике Октябрь 2024 2.Участие в проекте Февраль 2025 2. Нравственное и духовное воспитание 1. День знаний 2. День учителя 3. Последний звонок 3. Воспитание положительног о отношения к труду и творчеству 1. Общешкольны й фестиваль профессий 4. Интеллектуаль ное воспитание Вокальные конкурсы «Талантфест» 5. Социокультур ное и медиа культурное воспитание 1. Фестиваль талантов 2. Новогодний серпантин 3. Весенний праздник 4. Звездный Олимп 6. Воспитание семейных ценностей 2. Регулярные репетиции Форма проведения, сроки проведения Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели Развитие музыкальных навыков, коммуникация со зрителями, получение опыта выступления. Освещение в школьных СМИ. Участие родителей, общественнос ти Выступление на праздниках 1. Сентябрь 2024 2. Октябрь 2024 3. Май 2025 1. Выступлени е на районном мероприяти и Октябрь 2024 2. В течение учебного года Развитие музыкальных навыков, коммуникация со зрителями, получение опыта выступления. Освещение в школьных СМИ. Осознание важности дисциплины и усердия. Регулярное посещение занятий. Непосредстве нное участие родителей в мероприятии Участие Февраль-март 2025 Получение призовых мест на конкурсах районного и городского уровня. Освещение в школьных СМИ. Получение обратной связи, отзывов от участников и зрителей Сопровожден ие родителями Участие в концерте, где выражается благодарность и любовь к матерям, укрепление семейных связей. Присутствие родителей на празднике Участие в событиях 1. Ноябрь 2024 2. Декабрь 2024 3. Концерт, март 2025 4. Выступление на празднике Май 2025 «День матери», Концерт праздник ко Дню 8 Ноябрь 2024 Марта Непосредстве нное участие родителей в мероприятии Взаимодейств ие с родителями в случае необходимос ти Взаимодейств ие с родителями по итогам проводимых событий 53 Освещение школьных СМИ. 7. Формирование коммуникатив ной культуры Выступление на всех мероприятиях школы, организация и сплочение детей из разных классов Концертная деятельность, участие в проектах в течение года в Развитие музыкальных навыков, коммуникация со зрителями, получение опыта выступления. Освещение в школьных СМИ. Сопровожден ие родителями, присутствие родителей на мероприятиях 54