ДООП_Баскетбол_2024

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 125
(МАОУ СОШ № 125)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 125
от 29.08. 2024 N 32

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МАОУ СОШ № 125
(протокол от 29.08.2024 № 1)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа спортивной направленности
"Баскетбол"

Направленность: физкультурно-спортивная
Уровень: стартовый, базовый
Возраст обучающихся: 10-17 лет
Срок реализации: 1 год (153 часа)

Автор-составитель:
Котиков Василий Александрович,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2024

2

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы

«Баскетбол»

Публичное название
программы (для АИС)

«Баскетбол»

Автор -составитель

Котиков Василий Александрович

Вид программы

Составительская

Направленность

физкультурно-спортивная

Вид деятельности

Спортивно-игровая

Основная форма реализации
программы

Очная, групповая.

Язык реализации программы

Русский

Срок реализации программы

1 год (153 часа)

Охват детей по возрастам

10-17 лет

Адресат программы

• средняя школьная (10-13 лет);
• старшая школьная (14-17 лет);

Уровень освоения программы
Краткая аннотация

Стартовый, базовый
Польза от занятий баскетболом огромна –
вовлечение учащихся в регулярные
занятия баскетболом должно всемерно
поощряться, это не погоня за
медалями и рекордами, - это здоровье
миллионов, это готовность к труду, это
подготовка к военной службе.

3

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Баскетбол» (далее – Программа) физкультурно-спортивной направленности
реализуется в МАОУ СОШ № 125 г. Екатеринбурга и ориентирована на
удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в занятиях
физической культурой и спортом; направлена на формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся.
Основополагающими
документами
при
составлении
общеобразовательной программы являются:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями на 30 декабря 2021 года,
(редакция, действующая с 1 марта 2022 года).
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р).
 Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской
Федерации на период до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от
24 ноября 2020 г. №3081-р).
 Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 (ред. от
24.12.2021) «Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования» (с изм. и доп., вступ. в силу с
06.01.2022).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (раздел VI Гигиенические нормативы по устройству,
содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
 Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 (ред. от
24.12.2021) «Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования» (с изм. и доп., вступ. в силу с
06.01.2022).
 Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2021 г. №3894-р «Об
утверждении Концепции развития детско-юношеского спорта в
Российской Федерации до 2030 года»
 Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 года».
 Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на
заседании проектного комитета по национальному проекту
«Образование» 07 декабря 2018 г., протокол №3).

4

 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»
 Устав МАОУ СОШ № 125.
 Положение о порядке организации и осуществления деятельности по
ДООП в МАОУ СОШ № 125
 Положение о формах, периодичности и порядке контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ СОШ № 125.
Актуальность программы
Сохранение, укрепление, развитие физического и духовно-нравственного
здоровья обучающихся немыслимы без формирования у них потребности в
здоровом образе жизни. Поэтому вопросы создания здоровье сберегающего
пространства, расширения доступности и значимости физической культуры и
спорта как важного фактора для решения, прежде всего, социальнопедагогических проблем, особенно остро стоящих для подрастающего
поколения,
являются
приоритетным
направлением
современной
государственной политики. Приобщение детей и подростков к
систематическим занятиям спортом является необходимым условием
формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит
ответить на вызовы современности, отмечено в Концепции развития детскоюношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года. Обучение по
Программе даёт возможность наиболее полно раскрыть способности отдельно
каждого обучающегося, решать вопросы формирования мотивации
подрастающего поколения к активному образу жизни, способствует
сохранению физического, интеллектуального и психического здоровья,
гармоничному развитию личности ребёнка, успешности, адаптации в
обществе.
Практическая значимость
1. Программа «Баскетбол» учитывает специфику дополнительного
образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим
видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она
дает возможность всем желающим детям заняться баскетболом с «нуля»,
которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе, а также
внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего
подхода к воспитанию гармоничного человека.
2. С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности
активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок

5

имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение
посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными
подвижными и спортивными играми.
3. Игра «Баскетбол» развивает все необходимые для здорового образа жизни
качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость,
точность, прыгучесть и др.), а также формирует личные качества ребенка
(общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).
4. Средством оценки уровня физической подготовленности выступает система
оценочных и контрольно-измерительных материалов, включающая
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и
обороне» (ГТО).
5. Обучение по Программе «Баскетбол» стимулирует обучающегося не только
к совершенствованию его физической и интеллектуальной сферы, но и
предоставляет возможность войти в число учащихся ученического
самоуправления школы и представлять интересы спорта на собраниях
Ученического самоуправления в спортивном секторе.
Педагогическая целесообразность
Баскетбол, как и многие другие виды спорта, требует постепенного
многолетнего перехода от простого к сложному. Программа позволяет
планомерно работать с детьми разного возраста, объединяя их по физическим
данным и подготовленности. Баскетбол позволяет решить проблему занятости
у детей свободного времени, пробуждение интереса к определенному виду
спорта. Практика показывает эффективность ранней подготовки обучающихся
для формирования полноценного коллектива единомышленников и успешной
работы. Настоящая программа сохранила преемственность подходов и
принципов, содержит необходимые данные, отвечающие современным
требованиям физического образования. Образовательная деятельность
обучающихся выстроена на основе личностных ценностей в аспекте
реализации программы, в данном случае, физкультурно–спортивной
направленности:
- равенство шансов на успех;
- достижение результатов;
- победа не только над соперником, но и над собой;
- стремление быть первыми.
Вид программы: составительская.
Форма организации
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:

6








Групповые учебно-тренировочные занятия;
Групповые и индивидуальные теоретические занятия;
Восстановительные мероприятия;
Участие в матчевых встречах;
Участие в соревнованиях;
Зачеты, тестирования;
Конкурсы, викторины.
Продолжительность
Программа рассчитана на 1 год (153 часа, 34 учебные недели).
Режим занятий: 3 раза в неделю по 1 часу, 4 раз -1,5 часа.
Занятие состоит из двух частей. Между занятиями проводится перерыв.
Принцип проектирования программы
Программа разработана с учетом следующих принципов:
• принцип комплексности, предусматривающий тесную взаимосвязь всех
сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технической, и
теоретической подготовки, воспитательной работы, педагогического
контроля);
• принцип преемственности, определяющий последовательность изложения
программного материала и соответствие его требованиям программы
«Баскетбол», чтобы обеспечить в учебно-тренировочном процессе
преемственность и ценность задач, средств и методов подготовки, объемов
тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической
подготовленности;
•принцип вариативности, предусматривающий в зависимости от
индивидуальных особенностей обучающегося вариативность программного
материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием
тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной
педагогической задачи.
Отличительная особенность
Отличительная особенность данной программы заключается в том,
что занятия по ней позволят учащимся восполнить недостаток навыков и
овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как
количество учебных часов, отведённых на изучение раздела «Баскетбол» в
школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми
навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна

7

на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток
двигательной
активности,
имеющейся
у
подростков,
имеет
оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы
детского организма.
Новизна программы
Новизна и оригинальность программы «Баскетбол» в том, что она
учитывает специфику дополнительного образования и охватывает
значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя
посильные требования в процессе обучения.
Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям,
которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе, а также
внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего
подхода к воспитанию гармоничного человека.
Снять физическое утомление и эмоциональное напряжение
посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными
подвижными и спортивными играми дает возможность и программа
«Баскетбол». Именно эта игра способствует развитию всех необходимых для
здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация
движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются
личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение
работать в команде).
В условиях спортивного зала посредством баскетбола достигается
высокая двигательная активность большой группы детей, также есть
возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и
подготовленности определенной группы.
Адресат программы
В спортивно-оздоровительную группу зачисляются обучающиеся в возрасте
10-17 лет, независимо от их одаренности, способностей, уровня физического
развития и подготовленности, не имеющие медицинских противопоказаний и
желающих познакомиться с избранным командным видом спорта. Для
зачисления необходимы следующие документы:
- заявление родителей (законных представителей);
- медицинская справка о состоянии здоровья ребенка, выданная лечебным
учреждением по месту жительства, либо медицинским работником
образовательной организации на основании ежегодного медицинского
обследования, обучающимся основной медицинской группы здоровья;
-учебные группы формируются из количества не более 15 человек;
- при комплектовании в рамках одной учебной группы рекомендуется

8

объединять обучающихся не более трех смежных возрастов
• средняя школьная группа (10-13 лет);
• старшая школьная группа (14-17 лет).
Наполняемость учебной группы составляет от 10 до 15 человек.
Цель программы: формирование у обучающихся основ культуры здорового
и безопасного образа жизни на основе устойчивой потребности в
систематических занятиях баскетболом, способствуя социализации и
личностному развитию.
Задачи программы:
Образовательны
е:

Обучить специальным подготовительным упражнениям и
элементам игры в баскетбол.

Развивающие

Развить общие
способности.

и

специфические

координационные

Укрепить физическое здоровье.
Совершенствовать
психофизические
анализаторы движения, связанные с
двигательных действий.
Воспитательные
:

функции,
управлением

Воспитывать сознательную дисциплину, чувство дружбы,
товарищества, коллективизма, волю к победе.
Воспитывать спортивную этику взаимопомощи, уважение
к товарищам.
Воспитывать ответственности, требовательность к себе и
другим, умения преодолевать трудности, проявлять
самообладание.

Объем и срок реализации программы
Программа рассчитана на 1 год (153 часа, 34 учебные недели).
Год обучения

Кол-во
часов

Уровень

Отличительные особенности
уровня

9

1 год обучения

153

Всего

153

Базовый, Познакомить
обучающихся
с
стартовый командной игрой «баскетбол». Дать
специальные
знания,
умения,
навыки
игры
в
баскетбол.
Формировать
у
обучающихся
устойчивую
мотивацию
к
получению
знаний,
умений,
навыков
в
выбранном
виде
деятельности,
готовность
к
дальнейшему
творческому
самоопределению.

I год обучения – 153 часа (4,5 часа × 34 недель)
1.2.Организация образовательного процесса
Формы обучения
Основная форма обучения – очная.
При введении ограничительных мер допускается организация
обучения с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий. Обучение с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий – это занятия с
использованием бесплатных информационных ресурсов, с изучением
учебного материала, проверочными работами, тестами с использованием
учебных пособий, рабочих тетрадей и др., определенных педагогом; занятия в
домашней обстановке с обратной связью через электронную почту, чаты,
социальные сети и др.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество учебных часов в год – 153 часа.
Занятия проводятся 3 раз в неделю в соответствии с утвержденным
расписанием. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах
– 45 минут для школьников. Между занятиями установлены 10-минутные
перерывы. Структура занятия: теоретическая часть занятия составляет 30%
учебного времени; 70 % - практическая часть. Недельная нагрузка на одну
группу: 4,5 часа.
Программа может быть реализована с использованием дистанционных
образовательных технологий. При очной форме занятия проводятся в
помещении МАОУ СОШ № 125. Группа обучающихся работает под

10

руководством педагога. Содержательная часть обучения в очной форме
опирается на учебные материалы программы. Роль педагога заключается в
организации индивидуальной и коллективной работы обучающихся с
обязательной фиксацией результатов, в анализе, оценке, рецензировании
учебной деятельности школьников, в том числе с использованием
возможностей информационной среды.
Особенностью дистанционной формы является то, что педагог
осуществляет процесс обучения удаленно, через сеть интернет. Возможно
дистанционное обучение как в режиме реального времени (с использованием
сервиса видеоконференции), так и в режиме отложенного времени (с
использованием форумов, интерфейсов комментирования заданий и т. п.) Во
втором случае имеется возможность асинхронного обучения, при котором
каждый обучающийся работает в своем темпе. Место нахождения участников
образовательных отношений свободное, единственным условием является
обеспечение каждого компьютером, подключенным к сети интернет, и
доступом к разработанным электронным учебным материалам по курсу.
Дистанционное обучение в идеальном случае:
– предоставляет возможность проходить обучение, не покидая места
жительства, в том числе в условиях карантинных мероприятий, в условиях
самоизоляции;
– обеспечивает широкий доступ к образовательным отечественным и мировым
ресурсам;
– предоставляет возможность получить образование для решения разных
жизненных задач;
– предоставляет возможность организации процесса самообучения наиболее
эффективным для себя образом;
– предоставляет возможность продолжения образования в зависимости от
индивидуальных возможностей и потребностей;
– позволяет повысить уровень образовательного потенциала качества
образования.
Роль педагога заключается в удаленной организации индивидуальной
и коллективной работы детей в пространстве учебной дисциплины, в анализе,
оценке, рецензировании учебной деятельности школьников с использованием
возможностей информационной среды. В идеале рабочее место обучающегося
и педагога должно быть оборудовано мультимедийным компьютером и
компьютерной периферией: веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и
(или) наушниками, сканером, принтером.

11

На компьютерах обучающегося и педагога должно быть установлено
программное обеспечение необходимое для осуществления обучения:
– общего назначения (антивирус, архиватор, «офисный» пакет, графический,
видео-, звуковой редактор); – учебного назначения. Должен быть обеспечен
доступ обучающегося и педагога к ресурсам системы дистанционного
обучения через сеть интернет на скорости не ниже 512 Кбит/с (в домашних
условиях). Для образовательной организации должен быть обеспечен порт
доступа в сеть интернет со скоростью не ниже 10 Мбит/с.
Продолжительность онлайн-занятия для обучающихся среднего и
старшего школьного возраста – 30 минут.
Особенности организации образовательного процесса:
Содержание и материал Программы организованы по принципу
дифференциации в соответствии с уровнями сложности. Базовый, стартовый
уровень предполагает формирование у обучающихся устойчивой мотивации к
получению знаний, умений, навыков в выбранном виде деятельности,
готовность к дальнейшему творческому самоопределению. Это уровень
повышенной сложности, который предполагает не только выполнение заданий
на отработку учебного материала, но и развитие обучающихся в конкретном
виде деятельности (более глубокое погружение в учебный материал).
Принципы отбора содержания
 принцип единства развития, обучения и воспитания;
 принцип систематичности и последовательности;
 принцип доступности;
 принцип наглядности;
 принцип взаимодействия и сотрудничества;
 принцип комплексного подхода
Основные формы и методы
Основными технологиями обучения по программе «Баскетбол»
выбраны модульная и игровая технологии. Обучающиеся получают
теоретические и практические знания модулями, отрабатывают в формате
учебной игры полученные знания и навыки. Участие в соревнованиях
различных уровней позволяет обучающимся пробовать себя в конкурсных
режимах и демонстрировать успехи и спортивные достижения. При
организации
обучения
по
программе
«Баскетбол»
сочетаются
индивидуальные и групповые формы деятельности, разновозрастное
сотрудничество, возможность «командного зачета», рефлексивная
деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и

12

релаксации. У обучающихся повышается познавательная активность,
раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно
взаимодействовать друг с другом.
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую
работу по закреплению этого материала. Благодаря такому подходу у
обучающихся вырабатываются такие качества, как быстрота, сила,
координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также
формируются личные качества ребенка (общительность, воля,
целеустремленность, умение работать в команде).
Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют
в комплексе целостное занятие:
1 часть
включает в себя организационные моменты, изложение нового
материала, инструктаж, планирование и распределение
работы для каждого учащегося на данное занятие;
2 часть
практическая работа учащихся (индивидуальная или
групповая, самостоятельная. Здесь происходит закрепление
теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы;
формируются
успешные
способы
профессиональной
деятельности;
часть посвящена анализу проделанной работы и подведению
3 часть
итогов. Это коллективная деятельность, состоящая из
аналитической деятельности каждого обучающегося, педагога
и всех вместе.
Формы работы
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Формы подведения итогов:
 соревнования;
 товарищеские встречи;
 участие в спортивных мероприятиях города, района и школы.
Методы обучения:
 Словесные: беседа, рассказ, объяснение, указание, сравнение - (создают
у учащихся предварительные представления об изучаемом движении).
 Наглядные: показ, исполнение педагогом, наблюдение - (помогают
создать у учеников конкретные представления об изучаемых
действиях).
 Практические: методы упражнений, игровой, соревновательный,
круговой тренировки. Главным из них является метод упражнений,
который предусматривает многократное повторение упражнений.

13

Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: - в целом; по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после
того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры. Метод
круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на
специально подготовленных местах (станциях). Упражнения
выполняются с учётом технических и физических способностей
занимающихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план

1.1.
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Самостоят
ельная
подготовка

Формы
аттестации/
контроля

1

Вводное занятие

2

1

0

1

Педагогическое
наблюдение,
опрос

2

Общие основы
баскетбола

3

1

1

1

опрос

3

Общая физическая
подготовка

26

6

15

5

Оценка
динамики
уровня
физической
подготовленнос
ти

4

Специальная
физическая
подготовка

27

6

15

6

Оценка
динамики
уровня
физической
подготовленнос
ти по базовым
качествам

5

Техническая
подготовка

27

6

15

6

Оценка уровня
динамики
технических
качеств

6

Тактическая
подготовка

27

6

15

6

Оценка уровня
динамики
тактических

14

качеств
7

Игровая подготовка

27

6

15

6

Контрольное
занятие, зачет

8

Контрольные и
календарные игры

12

0

12

0

Участие в
соревнованиях

9

Итоговое занятие

2

1

1

0

Рефлексия

Итого

153

33

89

31

Задачи первого года обучения:
В процессе реализации программы предполагается решение следующих
задач:
Предметные:
 познакомить обучающихся с избранным видом спорта баскетбол, его
историей;
 обучить основами техники безопасности на занятиях, основами
техники и тактики игры в баскетбол;
 познакомить с правилами судейства и организацией проведения
соревнований;
 углубить и дополнить знания, умения и навыки, получаемые
учащимися на уроках физкультуры;
 прививать устойчивый интерес к систематическим занятиям
физкультурой и спортом.
Метапредметные:
 способствовать
разностороннему
физическому
развитию
обучающихся, укреплять здоровье;
 развивать навыки планирования, организации своей деятельности в
соответствии с поставленной целью;
 целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и
психические качества обучающихся;
 развивать навыки определения наиболее эффективных путей и
способов достижения результата.
Личностные:
 прививать устойчивый интерес к систематическим занятиям
физкультурой и спортом;
 воспитывать
морально-волевые
и
нравственные
качества:
ответственность, целеустремленность патриотизм; социальную
активность;
 формировать ценностное отношение к здоровому и безопасному

15

образу жизни;
 формировать коммуникативные навыки, культуру поведения;
 воспитание навыков соревновательной деятельности по баскетболу





1.2.

Содержание учебного плана

Тема 1.

Вводное занятие

Теория

Знакомство с обучающимися. Визитная карточка тренера.
Представление обучающимся плана работы на год.

Самостоятельная
подготовка

Просмотр видеоматериалов

Тема 2.

Общие основы баскетбола

Теория

История игры в баскетбол. Основные правила игры в
баскетбол. Названия игровых амплуа. Основы судейства.

Практика

Упражнения, направленные
навыков баскетболиста

Самостоятельная
подготовка

Самостоятельные занятия в свободное время, просмотр
видеоматериалов

Тема 3.

Общая физическая подготовка

Теория

Основы безопасности при выполнении упражнений.
Просмотр видеоматериалов.

Практика

Общеразвивающие упражнения на все группы мышц.
Упражнения для развития силы, скоростно-силовых
качеств,
гибкости, ловкости, прыгучести.

Самостоятельная
подготовка

Самостоятельные занятия в свободное время, просмотр
видеоматериалов

Тема 4.

Специальная физическая подготовка

Теория

Основы безопасности при выполнении упражнений.
Просмотр видеоматериалов.

Практика

Упражнения для развития быстроты передвижения в
баскетбольной стойке. Развитие специальной прыгучести.
Упражнения для развития качеств, необходимых для
выполнения передач, ловли и бросков. Упражнения для

на

развитие

основных

16

развития игровой ловкости. Эстафеты и игры с ловлей,
передачами и бросками мяча.
Самостоятельная
подготовка

Самостоятельные занятия в свободное время, просмотр
видеоматериалов

Тема 5.

Техническая подготовка

Теория

Основы безопасности при выполнении упражнений.
Просмотр видеоматериалов.

Практика

Обучение передачам мяча, броскам мяча в кольцо,
ведению мяча, способам обводки соперника. Виды
бросков.

Самостоятельная
подготовка

Самостоятельные занятия в свободное время, просмотр
видеоматериалов

Тема 6.

Тактическая подготовка

Теория

Основы безопасности при выполнении упражнений.
Просмотр видеоматериалов.

Практика

Взаимодействие игроков на площадке.

Самостоятельная
подготовка

Самостоятельные групповые занятия в свободное время,
просмотр видеоматериалов

Тема 7.

Игровая подготовка

Теория

Основы безопасности при выполнении упражнений.
Просмотр видеоматериалов.

Практика

Овладение
индивидуальными
и
групповыми
тактическими действиями, основами тактики командных
действий.

Самостоятельная
подготовка

Самостоятельные групповые занятия в свободное время,
просмотр видеоматериалов

Тема 8.

Контрольные и календарные игры

Практика

Подготовительные учебные игры. Контрольные игры в
рамках соревнований.

Тема 9.

Итоговое занятие

Теория

Рефлексия. Подведение итогов.

Практика

Итоговая игра.

17

Календарный учебный график утверждается на учебный год приказом
директора МАОУ СОШ № 125 и является обязательной составной частью
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(приложение 1 к ДООП)



















1.3. Планируемые результаты
Предметные результаты
Обучающиеся знают:
историю, терминологию баскетбола;
оздоровительные возможности занятий физической культурой и спортом;
основные правила ведения здорового образа жизни;
базовые правила баскетбола;
правила спортивных соревнований по баскетболу;
способы самоконтроля при физических нагрузках.
Обучающиеся умеют:
применять правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях;
разрабатывать и демонстрировать комплексы по общей и специальной
физической подготовке;
выбирать технико-тактические элементы в зависимости от игровой ситуации;
применять базовые элементы техники и тактики баскетбола в процессе
игровой практики;
выполнять контрольные упражнения для оценки физической и технической
подготовки; тесты ВФСК «ГТО».
Метапредметные результаты
Обучающиеся:
ведут активный и здоровый образ жизни;
способствуют разностороннему физическому развитию, укрепляют здоровье;
проявляют навыки планирования, организации своей деятельности в
соответствии с поставленной целью;
демонстрируют навыки определения наиболее эффективных путей и способов
достижения результата;
имеют положительную динамику в развитии специальных двигательных
навыков и психических качеств.

Личностные
Обучающиеся:
 проявляют устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и
спортом;

18



воспитаны морально-волевые и нравственные качества: ответственность,
целеустремленность, патриотизм; социальная активность;
 сформировано ценностное отношение к здоровому и безопасному образу
жизни;
 сформированы коммуникативные навыки, спортивная этика;
 проявляют навыки соревновательной деятельности по баскетболу.
3.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1.Формы аттестации/контроля обучающихся.

Аттестация обучающихся проводится согласно Положению о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся в МАОУ СОШ № 125.
В начале каждого учебного года проводится стартовая диагностика года с
целью выявления физических данных у детей по пяти параметрам:
1. Определение внешних физических данных.
2. Спортивные способности
3. Умение работать в команде
4. Заинтересованность в процессе обучения по программе
5. Медицинские показатели.
- промежуточная аттестация – в конце каждого полугодия (декабрь, май);
- итоговая аттестация – по завершению изучения программы (май).
На промежуточной аттестации оценивается:
 теоретический уровень подготовки обучающихся,
 практические результаты деятельности,
 результаты участия в смотрах, конкурсах, соревнованиях,
Система оценивания - безотметочная.
Для отслеживания и контроля результатов обучения в каждой учебной группе
проводятся открытые занятия, на которых обучающиеся показывают свои
знания, умения, способности.
Аттестация проходит по результатам следующих мероприятий:
Текущий контроль.
Текущий контроль с целью отслеживания уровня физической
подготовленности обучающихся осуществляется педагогом начале учебного
года (оценка стартового уровня), а также в конце учебного года.
Стартовый контроль выполняет функцию первичного среза обученности и
качества умений, навыков обучающихся группы и определения перспектив

19

дальнейшего обучения каждого обучающегося и группы в целом с целью
сопоставления этих результатов с последующими показателями.
Форма контроля – опрос, тестирование. Средство оценивания - нормативы
ВФСК «ГТО».
Текущий контроль с целью отслеживания уровня владения необходимым
объемом теоретических знаний и технико-тактическими компетенциями
обучающихся осуществляется педагогом в течение учебного года. Форм
контроля - педагогическое наблюдение.
Промежуточная аттестация.
Уровень физической подготовленности определяется на основе оценочного
листа динамики уровня физической подготовленности. Уровень техникотактических способностей определяется на основе оценочного листа
динамики уровня технико-тактической подготовленности.
Форма промежуточной аттестации - экспертная оценка педагогом уровня
динамики
физической
и
технико-тактической
подготовленности
обучающихся.
Итоговый контроль. Подведение итогов освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы. Предназначен для
оценки результатов реализации программы в целом за весь период обучения.
3.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Наименование основного оборудования

Единица
измерения

Кол–во
единиц
(в расчете на
1
группу)

Объекты
Спортивный зал, 30x18
шт.
Раздевалки
шт.
АРМ педагога
шт.
Оборудование и спортивный инвентарь
Конструкция баскетбольного щита в сборе
комплект
(щит, корзина с кольцом, сетка, ферма)
Мяч баскетбольный
шт
Доска тактическая
шт
Мяч набивной (медицинбол)
шт
Свисток
шт
Секундомер
шт
Стойка для обводки
шт

1
2
1
8
20
1
10
1
1
10

20

Фишки (конусы)
шт
15
Дополнительное и вспомогательное оборудование и спортивный инвентарь
Корзина для мячей Маты гимнастические шт. шт
1
10 Тумба прыжковая
Насос для накачивания мячей в комплекте с
шт
1
иглами
Мяч волейбольный
шт
1
Мяч футбольный
шт
1
Скакалка
шт
20
Скамейка гимнастическая
шт
2
Утяжелитель для ног
комплект
5
Утяжелитель для рук
комплект
5
Маты гимнастические
шт
10
Тумба прыжковая
комплект
1
Информационное обеспечение программы
Перечень
используемых
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Основная литература:
 Баскетбол: Учебник для ИФК / Под общ. ред. Портнова Ю. М. - М.: Астра
семь, 1997.
 Баскетбол: научно-методический вестник: Выпуск 11 / Сост. Б.Е. Лосин,
Е.Р. Яхонтов. – СПб.: Олимп-СПб, 2011. – 94с.
 Казаков С.В. Спортивные игры. Энциклопедический справочник. РнаД.,
2004.
 4.Костикова Л. В. Азбука баскетбола. - М.: Физическая культура и спорт,
2001.
 Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. Учебное
пособие для студентов высших учебных заведений. –: Издательский центр
«Академия».2008.
 Костикова Л.В., Родионов А.В., Чернов С.Г. Целевая комплексная
программа подготовки российских спортсменов к Играм XXX Олимпиады
2012 года в Лондоне (баскетбол). - М., РФБ, 2005.
 Костикова Л.В. Суслов Ф.П. Фураева Н.В. Структура подготовки
баскетбольных команд в годичном соревновательно-тренировочном цикле
(методические разработки). Москва 2002г.
 Краузе Д., Мейер Д., Мейер Дж. Баскетбол – навыки и упражнения. М.
АСТ. Астрель. 2006. 216 с.
 Официальные правила баскетбола ФИБА 2010. Утверждены ЦБ ФИБА
2010.

21

 Программа
для
учебно-тренировочных
групп
спортивного
совершенствования СДЮШОР. Баскетбол. - М., 2004.
 Портнов Ю. М. Основы управления тренировочно-соревновательным
процессом в спортивных играх. - М., 1996.
 Рекомендации при работе с молодыми баскетболистами. Методическое
пособие под редакцией Гомельского Е.Я. М. 2009. – 92 с.
 Чернов С.В., Костикова Л.В., Фомин С.Г. Быстрый прорыв в баскетболе:
обучение и совершенствование. Учебное пособие. М., ФК, 2009.
 Яхонтов Е.Р. Психологическая подготовка баскетболистов. Учебное
пособие. С-П. 2000. 58 с.
 Дополнительная литература:
 Баррел Пэйе, Патрик Пайе. Баскетбол для юниоров. 110 упражнений от
простых до сложных. ТВТ Дивизион. Москва 2008.
 Гомельский Е.Я. Психологические аспекты современного баскетбола.
Москва, 2010.
 Жозе Пископо. Упражнения для победы в баскетболе. Воронеж, 2016.
 Методы подготовки баскетболистов. Методический журнал. Современный
баскетбол. Под редакцией Белаш В.В. г.Южный, октябрь, 2015
 Лихачев О.Е., Фомин С.Г., Чернов С.В., Мазурина А.В. Теория и методика
обучения игре в защите в баскетболе. Учебное пособие. Москва-Смоленск,
2011.
 Луничкин В., Чернов С., Чернышев С. Тактика позиционного
 нападения против личной защиты. Метод. пособие для тренеров ДЮСШ.
Москва, 2012.
 Методическое руководство для судей-секретарей по баскетболу. Москва,
2009.
 Сидякин А.И., Гомельский Е.Я. Техника исполнения броска в прыжке.
 Методические рекомендации для детских тренеров по баскетболу. Москва,
2010.
 Соколовский Б.И., Костикова Л.В. Словарь баскетбольных терминов на
английском и русском языках. Москва, РФБ, 2012.
 Список литературы для обучающихся и родителей:
 Белов С.А. Движение вверх. – СПб.: ООО ИД «ПРАВО», 2011. – 416с.
 Билл Гатмен и Том Финнеган. Все о тренировке юного баскетболиста. М.
АСТ. 2017г.
 Джерри В., Краузе, Дон Мейер. Баскетбол навыки и упражнения. М. АСТ.
2006г.
 Гомельский Е. Игра гигантов. М. ВАГРИУС. 2004г.

22

 Костинова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. М. Ф и С. 2009г.
 Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. М. Фис. 2010г.
 Леонов А.Д. Малый А.А. Баскетбол – книга для учащихся – Киев,
Радянська школа, 2009.
 Сортэл Н. Баскетбол:100 упражнений и советов для юных игроков. / пер. с
англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 240с.
 Стонкус С. Мы играем в баскетбол. – М.: Просвещение, 1984. – 64с.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
 www.fiba.com - Вэб-сайт Международной федерации баскетбола
 www.fibaeurope.com - Вэб-сайт Европейской международной федерации
баскетбола
 www.basket.ru - Вэб-сайт Российской федерации баскетбола
 www.pro100basket.ru - Вэб-сайт Ассоциации студенческого баскетбола
России
 www://resh.edu.ru - Вэб-сайт Российской электронной школы
Кадровое обеспечение реализации программы
Программу
реализует
педагог
дополнительного
образования
с
соответствующим уровнем образования и квалификации. (Профессиональный
стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых») и
отвечающими
квалификационным
требованиям,
указанным
в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ФЗ
№273 ст.46, ч.1).
Педагог дополнительного образования, реализующий данную
программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, (соответствующей профилю
программы), без предъявления требований к стажу работы, либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное
профессиональное
образование
по
направлению
«Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Сведения о составителе
Котиков Василий Александрович
Образование: высшее (Уральский Государственный
Университет, Педагог физической культуры, 2012 год.)
Категория: высшая квалификационная категория.
Методическое обеспечение программы

Педагогический

23

Методические рекомендации по организации и выполнению Программы
Методы обучения:
Словесные методы: рассказ, объяснение, команды распоряжения, задание,
указание, беседа и разбор.
Наглядные методы направлены на активизацию сенсорных процессов у
обучающихся. Показ упражнений или их элементов.
Вспомогательные наглядные методы: демонстрация кино- и видеоматериалов,
схем тактических взаимодействий, использование демонстрационных досок,
планшетов и других средств; метод повторного и замедленного показа, метод
«стоп-кадра» при обучении тактическим взаимодействиям.
Методы ориентирования: предметные или условные ориентиры (линии
разметки, переносные стойки, стулья, ориентиры на щите, звуковые сигналы
и т.д.).
Использование наглядных методов всегда сочетается с разновидностями
словесных. Это является одним из основных условий эффективности
проведения учебных занятий.
Практические методы базируются на активной двигательной деятельности
обучающихся. Универсальный - метод упражнений. Разучивание техники
осуществляется в целом или по частям. Относительно простые игровые
приемы (стойки, передвижения, ведение мяча и т.п.) разучиваются в
целостном виде. Разучивание по частям (расчлененным методом)
предполагает временное освоение отдельных элементов целостного
двигательного действия с последующим их объединением. Расчлененным
методом в баскетболе осваивают координационно-сложные игровые приемы
(например, бросок в прыжке одной рукой от головы).
Спортивные методы включают:
 метод непрерывности и цикличности учебно-тренировочного процесса;
 метод максимальности и постепенности повышения требований;
 -метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок;
 метод моделирования соревновательной деятельности в тренировочном
процессе.
Теоретический материал обычно дается в начале занятия. Новую тему, то или
иное задание необходимо объяснять просто и доходчиво, обязательно
закрепляя объяснения показом наглядного материала и показом приемов

24

работы.
Практические занятия – основная форма работы с обучающимися, где умения
закрепляются, в ходе повторения – совершенствуются и формируются навыки.
Приобретенные умения и навыки используются обучающимися в
соревновательной деятельности в зависимости от сложившихся и
меняющихся условий.
Разносторонняя физическая подготовка проводится на протяжении всего
учебно-тренировочного
процесса.
Все
упражнения
делятся
на
общеразвивающие,
подготовительные,
подводящие
и
основные.
Общеразвивающие
и
подготовительные
упражнения
направлены
преимущественно на развитие функциональных особенностей организма, а
подводящие и основные – на формирование технических навыков.
В процессе обучения техническим приемам используется сочетание метода
целостного разучивания и разучивания по частям. Вначале технический прием
изучают в целом, затем переходят к составным частям и заключение снова
возвращаются к выполнению действия в целом. В процессе
совершенствования техники происходит формирование тактических умений.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, порицание, педагогическая
оценка поступка, пример, требование, стимулирование, мотивация, создания
воспитывающих ситуаций.
Педагогические технологии:
 технология группового обучения;
 технология дифференцированного обучения;
 технология игровой деятельности;
 информационно-коммуникативная технология обучения;
 здоровьесберегающие технологии;
 технология развития критического мышления;
 технология дистанционного обучения.
Возможные формы организации учебного занятия: тренировочное занятие,
беседа, мастер-класс, «открытое занятие», спортивный праздник,
соревнование, турнир, чемпионат, эстафета
Алгоритм учебного занятия:
Подготовительный этап: построение, приветствие, постановка цели и задач,
разминка.
Основной этап: знакомство с техникой выполнения упражнений, отработка,
презентация отработанных упражнений-заданий, подвижные игры.

25

Заключительный этап: снижение нагрузки (умеренный бег, ходьба,
упражнения на гибкость), построение, подведение итогов занятия.
Дидактические материалы:
 Картотека упражнений по баскетболу.
 Схемы и плакаты освоения технических приемов в баскетболе.
 Правила игры в баскетбол.
 Правила судейства в баскетболе.
 Регламент проведения баскетбольных турниров различных уровней.
 Положение о соревнованиях по баскетболу
№
п/п

Раздел или тема
программы

Форма
проведения
занятий

1

Вводное занятие

Беседа

2

Общие основы
баскетбола

Беседа,
демонстрация

3

4

Общая физическая
подготовка

Специальная
физическая
подготовка

Беседа,
ориентирован
ие, практика,
эстафета

Беседа,
практика

Методы и
приемы
организации
УВП

Дидактически
й материал,
техническое
оснащение
занятий

Словесный,
Наглядный
наглядный, материал
вспомогатель (источник):
www.basket.ru
ный,
воспитания
Словесный,
наглядный,
демонстратив
ный

Наглядный
материал
(источник):

Словесный,
наглядный,
игровой
демонстратив
ный,
универсальны
й

Наглядный
материал
(источник):

Словесный,
наглядный,
демонстратив
ный,
универсальны
й,
расчленённый

Наглядный
материал
(источник):

www.fibaeurope.c
om

www.pro100baske
t.ru

www.pro100baske
t.ru

26

5

6

7

8

9

Техническая
подготовка

Тактическая
подготовка

Игровая подготовка

Контрольные и
календарные игры

Итоговое занятие

Беседа,
практика

Беседа,
практика

Беседа,
практика

Практика

Беседа

Словесный,
наглядный,
демонстратив
ный,
универсальны
й,
расчленённый

Наглядный
материал
(источник):

Словесный,
наглядный,
демонстратив
ный,
универсальны
й,
расчленённый

Наглядный
материал
(источник):

Словесный,
наглядный,
игровой
демонстратив
ный,
универсальны
й

Наглядный
материал
(источник):

Словесный,
наглядный,
игровой
демонстратив
ный,
универсальны
й

Наглядный
материал
(источник):

Словесный,
наглядный,
вспомогатель
ный,
воспитания

Наглядный
материал
(источник):

www.pro100baske
t.ru

www.fibaeurope.c
om

www.fiba.com

www.fiba.com

www.basket.ru

3.3. Воспитательная деятельность
3.3.1. Цель:
Основные целевые ориентиры воспитания в программе определяются
также в соответствии с предметными направленностями разрабатываемых
программ и приоритетами, заданными «Концепцией развития
дополнительного образования детей до 2030 года»; они направлены

27

на воспитание, формирование: — для программ физкультурно-спортивной
направленности: понимания ценности жизни, здоровья и здорового образа
жизни; безопасного поведения; культуры самоконтроля своего
физического состояния; стремления к соблюдению норм спортивной этики;
уважения к старшим, наставникам; дисциплинированности, трудолюбия,
воли,
ответственности;
сознания
ценности
физической
культуры, эстетики спорта; интереса к спортивным достижениям
и традициям, к истории российского и мирового спорта и спортивных
достижений; стремления к командному взаимодействию, к общей победе.
3.3.2 Формы и методы воспитания:
 Учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным
и метапредметным содержанием программ обучающиеся:
усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации;
осознают себя способными к нравственному выбору;
участвуют в освоении и формировании среды своего личностного
развития, творческой самореализации.
Получение информации об открытиях, изобретениях, достижениях в
науке и спорте, о художественных произведениях и архитектуре, о
традициях народного творчества, об исторических событиях;
изучение биографий деятелей российской и мировой науки и культуры,
спортсменов, путешественников, героев и защитников Отечества
и т. д. — источник формирования у детей сферы интересов, этических
установок, личностных позиций и норм поведения. Важно, чтобы дети
не только получали эти сведения от педагога, но и сами осуществляли
работу с информацией: поиск, сбор, обработку, обмен и т. д.)
 Практические занятия тренировки, конструирование, подготовка к
соревнованиям, участие в соревнованиях) способствуют усвоению и
применению правил поведения и коммуникации, формированию
позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они
участвуют, к членам своего коллектива
 Участие в проектах способствует формированию умений в области
целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю
дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности.
 Коллективные игры — проявляются и развиваются личностные
качества: эмоциональность, активность, нацеленность на успех,
готовность к командной деятельности и взаимопомощи.
 Итоговое мероприятие (соревнования) — способствуют закреплению
ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения,
ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу
детей.

28

3.3.3. Условия воспитания, анализ результатов.
Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся
является руководитель объединения с помощью метода педагогического
наблюдения и метода включения детей в деятельность коллектива.
Механизмом оценки роста является: «обратная связь» обучающегося и
педагога; уровень задач, которые ставит перед собой обучающиеся и
коллектив, а также достижения не только творческого характера, но и
личностного.
Через педагогическое наблюдение воспитанность обучающегося оценивается
по следующим критериям:
 посещаемость занятий и своевременность прихода на них;
 степень проявления дисциплинированности, инициативности,
активности и самостоятельности обучающихся;
 уровень развития трудолюбия, настойчивости в преодолении
трудностей;
 отношения со сверстниками и роль обучающегося в коллективе.
Используемые формы стимулирования и поощрения:
1. Награждение дипломами (грамотами) обучающихся, показавших
высокие образовательные результаты.
2. Награждение дипломами (грамотами) родителей обучающихся,
принимающих активное участие в жизни коллектива.
1. Размещение информации о достижениях коллектива и обучающегося на
информационном стенде школы, на сайте МАОУ СОШ №125, в
Госпаблике школы в социальной сети Вконтакте.
3. Участие в творческих фестивалях, на мероприятиях МАОУ СОШ № 125.
3.3.4. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы утверждается на учебный год
приказом директора МАОУ СОШ № 125 и является обязательной составной
частью
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы (приложение 2 к ДООП).
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года
/распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996 p-r.
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20

29






















«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования
детей и взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н ;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О
направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»;
Методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о
воспитании
в
составе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы»;
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области»;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических
рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области»;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 22.12.2021 г. № 1245-Д "О внесении изменений в приказ
Министерства образования и молодежной политики СО от 26.06.2019
№70-Д "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке
правил персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей в Свердловской области";
Устав МАОУ СОШ № 125.
Положение о дополнительном образовании в МАОУ СОШ № 125.
Положение о порядке организации и осуществления образовательной

30

деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим программам в МАОУ СОШ № 125.
 Положение о количестве обучающихся, их возрастных категориях,
продолжительность учебных занятий в объединениях МАОУ СОШ № 125.
 Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МАОУ СОШ
№ 125.
Список литературы для педагога:
Основная литература:
 Баскетбол: Учебник для ИФК / Под общ. ред. Портнова Ю. М. - М.: Астра
семь, 1997.
 Баскетбол: научно-методический вестник: Выпуск 11 / Сост. Б.Е. Лосин,
Е.Р. Яхонтов. – СПб.: Олимп-СПб, 2011. – 94с.
 Казаков С.В. Спортивные игры. Энциклопедический справочник. РнаД.,
2004.
 4.Костикова Л. В. Азбука баскетбола. - М.: Физическая культура и спорт,
2001..
 Костикова Л.В. Суслов Ф.П. Фураева Н.В. Структура подготовки
баскетбольных команд в годичном соревновательно-тренировочном цикле
(методические разработки). Москва 2002г.
 Краузе Д., Мейер Д., Мейер Дж. Баскетбол – навыки и упражнения. М.
АСТ. Астрель. 2006. 216 с.
 Официальные правила баскетбола ФИБА 2010. Утверждены ЦБ ФИБА
2010.
 Портнов Ю. М. Основы управления тренировочно-соревновательным
процессом в спортивных играх. - М., 1996.
 Рекомендации при работе с молодыми баскетболистами. Методическое
пособие под редакцией Гомельского Е.Я. М. 2009. – 92 с.
 Чернов С.В., Костикова Л.В., Фомин С.Г. Быстрый прорыв в баскетболе:
обучение и совершенствование. Учебное пособие. М., ФК, 2009.
 Яхонтов Е.Р. Психологическая подготовка баскетболистов. Учебное
пособие. С-П. 2000.
 Дополнительная литература:
 Баррел Пэйе, Патрик Пайе. Баскетбол для юниоров. 110 упражнений от
простых до сложных. ТВТ Дивизион. Москва 2008.
 Гомельский Е.Я. Психологические аспекты современного баскетбола.
Москва, 2010.
 Жозе Пископо. Упражнения для победы в баскетболе. Воронеж, 2016.
 Методы подготовки баскетболистов. Методический журнал. Современный
баскетбол. Под редакцией Белаш В.В. г.Южный, октябрь, 2015
 Лихачев О.Е., Фомин С.Г., Чернов С.В., Мазурина А.В. Теория и методика
обучения игре в защите в баскетболе. Учебное пособие. Москва-Смоленск,

31

2011.
 Методическое руководство для судей-секретарей по баскетболу. Москва,
2009.
 Сидякин А.И., Гомельский Е.Я. Техника исполнения броска в прыжке.
Методические рекомендации для детских тренеров по баскетболу. Москва,
2010.
 Соколовский Б.И., Костикова Л.В. Словарь баскетбольных терминов на
английском и русском языках. Москва, РФБ, 2012.
Для обучающихся и родителей:
 Белов С.А. Движение вверх. – СПб.: ООО ИД «ПРАВО», 2011. – 416с.
 Билл Гатмен и Том Финнеган. Все о тренировке юного баскетболиста. М.
АСТ. 2017г.
 Джерри В., Краузе, Дон Мейер. Баскетбол навыки и упражнения. М. АСТ.
2006г.
 Гомельский Е. Игра гигантов. М. ВАГРИУС. 2004г.
 Костинова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. М. Ф и С. 2009г.
 Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. М. Фис. 2010г.
 Леонов А.Д. Малый А.А. Баскетбол – книга для учащихся – Киев,
Радянська школа, 2009.
 Сортэл Н. Баскетбол:100 упражнений и советов для юных игроков. / пер. с
англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 240с.
 Стонкус С. Мы играем в баскетбол. – М.: Просвещение, 1984. – 64с.
Интернет-источники:
 www.fiba.com - Вэб-сайт Международной федерации баскетбола
 www.fibaeurope.com - Вэб-сайт Европейской международной федерации
баскетбола
 www.basket.ru - Вэб-сайт Российской федерации баскетбола
 www.pro100basket.ru - Вэб-сайт Ассоциации студенческого баскетбола
России
 www://resh.edu.ru - Вэб-сайт Российской электронной школы

32
Приложение № 2
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
спортивно-оздоровительной направленности
«Баскетбол»

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№
п/п

Направлен
ие
воспитател
ьной
работы

Наименование
мероприятия (события)

1.

Здоровьесб
ерегающее
воспитание

Товарищеские встречи В течение
с командами других ОУ учебного
года

2.

Социокуль
турное и
медиа
культурное
воспитание
Воспитани
е семейных
ценностей

Посещение матчей по
баскетболу в ДИВСе, в
спортивных школах

В течение
учебного
года

Совместное посещение
матчей
профессиональных
команд, игровых
площадок

В течение
учебного
года

Формирова
ние
коммуника
тивной
культуры

Встречи с игроками
профессиональных
баскетбольных крубов
(БК «Уралмаш», БК
«УГМК»)

В течение
учебного
года

3.

4.

Форма
проведен
ия, сроки
проведен
ия

Практический результат
и информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное достижение
цели
Взаимодействие с
обучающимися не из
своего круга общения,
развитие командного
духа и духа
соперничества. Игровой
опыт.
Просмотр игр
профессиональных
команд, перенимание
опыта, коммуникация со
зрителями и игроками
Укрепление связи
ребёнок-родитель
посредством
совместного
времяпровождения,
привлечение родителей к
спорту и интересам
ребёнка
Общение обучающихся и
профессионалов для
укрепления интереса к
игре, получения
практических советов

Участие
родителей,
общественности

Сопровождение
родителей

Сопровождение
родителей

Непосредственное
участие
родителей в
мероприятии

Сопровождение
родителей.
Общение с
известными
личностями


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».