Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 125
(МАОУ СОШ № 125)
УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 125
от 29.08. 2025 N 284
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МАОУ СОШ № 125
(протокол от 29.08.2025 № 1)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
"Хореография без границ"
Направленность: художественная
Уровень: стартовый, базовый
Возраст обучающихся: 7 – 17 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Бельтюкова Любовь Евгеньевна
педагог дополнительного образования
г. Екатеринбург, 2025
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы
«Хореография без границ»
Публичное название
программы (для АИС)
«Хореография без границ»
Автор -составитель
Бельтюкова Любовь Евгеньевна
Вид программы
Модифицированная
Направленность
Художественная
Основная форма реализации
программы
Очная, групповая
Язык реализации программы
Русский
Срок реализации
3 года
Охват детей по возрастам
7-17 лет
Адресат программы
младшая школьная (7-9 лет);
средняя школьная (10-13 лет);
старшая школьная (14-17 лет);
разновозрастная (7-17лет).
Уровень освоения программы
Разноуровневая
Краткая аннотация
В программе дается практическая и теоретическая
информация
о
современной,
народной
и
классической хореографии. Освещены вопросы
здорового образа жизни. По ходу освоения
программы обучающиеся научатся понимать язык
танца, слушать и чувствовать музыку, будут обладать
хорошей гибкостью и пластичностью, смогут
работать как сольно, так и в группе, ставить мини
этюды, обретут способность импровизировать на
заданную тему и смогут разбираться в различных
танцевальных направлениях. Программа реализуется
в коллективе «Студия танцев «Фиеста».
2
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Данная образовательная программа составлена на основе следующих
нормативных документов:
1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12. 2012 г. /статьи 2,
12, 13, 14, 48, 75/;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных программ (письмо министерства образования и науки РФ
№ 09-3242 от 18.11.2015).
4. Концепции развития дополнительного образования/распоряжение Правительства
РФ от 4.09 2014 г. № 1726-р 2014/;
5. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.: Просвещение, 2010/;
6. Федеральной целевой программы развития дополнительного образования детей в
РФ до 2020 года;
7. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»/распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996р-г/.;
8. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014
г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
9. Устава МАОУ СОШ № 125;
10.Положения о формах, периодичности и порядке контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся МАОУ СОШ № 125.
Актуальность программы заключается в том, что современным детям в современных
условиях очень интересно быть в центре всех событий, понимать, ощущать и
реагировать на мир. Им хочется знать все и сразу. В программе «Хореография без
границ» это желание становится реализованным, так как обучающиеся полностью
погружаются в мир танца, искусства, движения и красоты. Им сразу же приходит
понимание что нужно, чтоб достичь определенных целей и зачем это надо. Создание
3
условий для спокойного обучения является самым важным для хорошего усвоения
материала, а применение здоровьесберегающих технологий на занятиях делают
программу более полезной для подрастающего поколения.
Практическая значимость
Программа «Хореография без границ» обеспечивает доступность и
инклюзивность, предлагая возможность начать занятия танцами с нуля, независимо от
начальной подготовки. Она учитывает особенности дополнительного образования и
открыта для всех желающих. В условиях растущих учебных нагрузок и ограниченной
активности вне школы, занятия танцами помогают детям справиться с усталостью и
эмоциональным напряжением, улучшая общее самочувствие.
Танцы способствуют всестороннему развитию, формируют полезные
физические качества, такие как выносливость, чувство ритма и координация движений.
Одновременно развиваются важные личные качества: уверенность в себе,
коммуникабельность, дисциплина и умение работать в команде. Учащиеся получают
возможность участвовать в общественной жизни школы, представляя интересы своего
направления на собраниях и в различных школьных мероприятиях.
Педагогическая целесообразность.
Обучение по программе дает возможность осознать значимость танцевальной культуры
для себя и для мира в целом, индивидуальные упражнения и домашние задания помогаю
развить самостоятельность и возможность управлять своим временем.
Вид программы: разноуровневая.
Форма организации
Основными формами процесса обучения являются:
Групповые занятия;
Индивидуальные занятия;
Теоретические занятия по истории возникновения;
Репетиционные мероприятия;
Участие в концертных выступлениях;
Проведение отчетных концертов и конкурсов;
Тестирования и зачёты по уровню вокальной подготовки;
Музыкальные викторины и конкурсы.
Продолжительность
Программа рассчитана на 3 года обучения:
1. Первый год обучения - учащиеся занимаются 4 часа в неделю по 40 минут.
Всего в году - 140 часов, из них:
теории – 20 часов,
практики – 120 часов.
4
2. Второй год обучения - учащиеся занимаются 5 часов в неделю по 40 минут.
Всего в году - 175 часов, из них:
теории – 45 часов,
практики – 130 часов.
3. Третий год обучения - учащиеся занимаются 5 часов в неделю по 40 минут.
Всего в году - 175 часов, из них:
теории – 45 часов,
практики – 130 часов.
Принцип проектирования программы
Программа «Хореография без границ» спроектирована с учётом следующих
принципов:
принцип комплексности, предполагающий тесную взаимосвязь всех аспектов
учебного процесса:танцевальной практики, теоретической подготовки,
воспитательной работы и педагогического контроля;
принцип преемственности, обеспечивающий последовательное изложение
учебного материала и соответствие целям программы. Он гарантирует плавный
переход от одного этапа обучения к другому, поддерживая непрерывность
процесса и обеспечивая постоянное улучшение хореографических навыков;
принцип вариативности, позволяющий адаптировать учебный материал к
индивидуальным особенностям каждого ученика. Это включает разнообразие
методик и упражнений, направленных на решение конкретных педагогических
задач и развитие уникальных музыкальных данных каждого ребёнка.
Отличительной особенностью программы является заимствование основных и
наиболее важных методик обучения у лучших хореографов города, страны и мира.
Применение на занятиях знаний из области йоги, акробатики, гимнастики и фитнеса,
дает возможность учащимся развиться с учетом индивидуальных особенностей и в
дальнейшем выбрать свой путь для движения в данном направлении.
Новизна программы: предмет хореография способствует гармоничному развитию
детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает
физическую силу, выносливость и вкус.
Занятия адаптированы под разный уровень и возможности учеников, направленны на
индивидуальный подход к каждому в группе. Процесс обучения может начаться с
любого возраста в зависимости от физических способностей. Внедрение знаний из
области актерского мастерства и психологии, способствует быстрому раскрепощению
ребенка в группе, а также свободному движению (игре) без зажимов на сцене перед
публикой.
Адресат программы
В группу вокального ансамбля зачисляются обучающиеся в возрасте 7-17 лет
независимо от их одаренности, способностей, уровня физического развития и
подготовленности.
5
Для зачисления необходимо заявление родителей (законных представителей).
Учебные группы формируются по следующим возрастным категориям:
• младшая школьная (7-9 лет);
• средняя школьная (10-13 лет);
• старшая школьная (14-17 лет);
•
разновозрастная (7-17 лет)
Наполняемость учебной группы составляет от 10-16 человек
Цель программы.
Целью программы является создание благоприятных условий для усвоения
обучающимися знаний об основных танцевальных направлениях в теории и
применение их на практике.
Задачи программы.
Обучающие
Соразмерно
сформировать
у
обучающихся
теоретические и практические знания в области
хореографии.
Развивающие
Привить детям любовь к
художественный вкус, интересы.
танцу,
воспитать
Развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость
на
музыку,
танцевальную
выразительность,
координацию движений, ориентировку в пространстве.
Объем и срок реализации программы
Программа рассчитана на 3 года (1 год -140 часов, 2 год -175 часов, 3 год – 175 часов).
В каждом году по 34 недели.
Воспитательные
Год обучения
Кол-во
часов
Уровень
Отличительные особенности
уровня
1 год обучения
140
начальный
Познакомить
обучающихся
с
основами
хореографического
искусства. Развивать музыкальные
навыки
и
чувство
ритма.
Формировать
базовые
танцевальные навыки.
6
2 год обучения
175
средний
Углубление знаний о различных
стилях
танцев.
Развитие
музыкального вкуса и артистизма.
Совершенствование технических
навыков
3 год обучения
175
продвинутый Расширение
кругозора.
Формирование у обучающихся
устойчивой
мотивацию
к
получению
знаний,
умений,
навыков в выбранном виде
деятельности,
готовность
к
дальнейшему
творческому
самоопределению.
Всего
490
I год обучения – 140 часов (4 часа × 34 недель)
II год обучения – 175 часов (5 часов × 34 недель)
III год обучения – 175 часов (5 часов × 34 недель)
1.2.Организация образовательного процесса
Формы и режим занятий.
Основная форма обучения – очная.
Занятия по программе организованы в академической форме по подобию уроков, с
включением в образовательный процесс массовых досуговых мероприятий, концертов,
посещения театров, музеев, так как образовательный момент в обучении искусству
неотделим от воспитательного.
Учебный материал усваивается поэтапно, в зависимости от возрастных и
индивидуальных особенностей учеников. В процессе обучения учащиеся должны
последовательно освоить предмет. Обучение основывается на самонаблюдении,
самоанализе и индивидуальном творчестве ребенка, что способствует самореализации
возможностей и способностей каждого.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Учебная нагрузка на ребенка 4 часа в неделю (занятие – 45 минут), 140 часов в год для
первого уровня, 175 часов в год для 2 и 3 уровня. Наполняемость учебной группы – от
10 до 15 человек.
7
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 минут для
обучающихся. Структура занятия: теоретическая часть занятия составляет 30%
учебного времени; 70 % - практическая часть.
Программа может быть реализована с использованием дистанционных
образовательных технологий. При очной форме занятия проводятся в помещении
МАОУ СОШ № 125. Группа обучающихся работает под руководством педагога.
Содержательная часть обучения в очной форме опирается на учебные материалы
программы. Роль педагога заключается в организации индивидуальной и коллективной
работы обучающихся с обязательной фиксацией результатов, в анализе, оценке,
рецензировании учебной деятельности детей, в том числе с использованием
возможностей информационной среды.
Особенностью дистанционной формы является то, что педагог осуществляет
процесс обучения удаленно, через сеть интернет. Возможно дистанционное обучение
как в режиме реального времени (с использованием сервиса видеоконференции), так и
в режиме отложенного времени (с использованием форумов, интерфейсов
комментирования заданий и т. п.) Во втором случае имеется возможность асинхронного
обучения, при котором каждый обучающийся работает в своем темпе. Место
нахождения участников образовательных отношений свободное, единственным
условием является обеспечение каждого компьютером, подключенным к сети интернет,
и доступом к разработанным электронным учебным материалам по курсу.
Дистанционное обучение в идеальном случае:
– предоставляет возможность проходить обучение, не покидая места жительства, в том
числе в условиях карантинных мероприятий, в условиях самоизоляции;
– обеспечивает широкий доступ к образовательным отечественным и мировым
ресурсам;
– предоставляет возможность получить образование для решения разных жизненных
задач;
– предоставляет возможность организации
эффективным для себя образом;
– предоставляет возможность продолжения
индивидуальных возможностей и потребностей;
процесса
самообучения
образования
в
наиболее
зависимости
от
– позволяет повысить уровень образовательного потенциала качества образования.
Роль педагога заключается в удаленной организации индивидуальной и
коллективной работы детей в пространстве учебной дисциплины, в анализе, оценке,
рецензировании учебной деятельности школьников с использованием возможностей
информационной среды. В идеале рабочее место обучающегося и педагога должно быть
8
оборудовано мультимедийным компьютером и компьютерной периферией: вебкамерой, микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками, сканером, принтером.
На компьютерах обучающегося и педагога должно быть установлено
программное обеспечение необходимое для осуществления обучения:
– общего назначения (антивирус, архиватор, «офисный» пакет, графический, видео-,
звуковой редактор); – учебного назначения. Должен быть обеспечен доступ
обучающегося и педагога к ресурсам системы дистанционного обучения через сеть
интернет на скорости не ниже 512 Кбит/с (в домашних условиях). Для образовательной
организации должен быть обеспечен порт доступа в сеть интернет со скоростью не ниже
10 Мбит/с.
Продолжительность онлайн-занятия для детей 7-10 лет- 15 мин; для детей 10-13
лет – 20 мин; старше 13 лет – 25-30 мин (на 2-м часу работы не более 20 мин).
Особенности организации образовательного процесса
Содержание и материал Программы организованы по принципу
дифференциации в соответствии с уровнями сложности. Разноуровневая программа
предполагает формирование у обучающихся устойчивого интереса к танцам, развитие
базовых музыкальных навыков и готовности к дальнейшему творческому росту. Этот
уровень включает освоение основ танцевальных техник, развитие слуха и чувства
ритма, а также знакомство с различными танцевальными жанрами.
Принципы отбора содержания
•
Принцип единства развития, обучения и воспитания: обучение танцам
направлено не только на приобретение технических навыков, но и на всестороннее
развитие личности, включая духовное и нравственное воспитание.
•
Принцип систематичности и последовательности: Материал преподносится
последовательно, начиная с простых элементов и постепенно переходя к более
сложным. Обеспечивается логичная связь между разными частями программы.
•
Принцип доступности: учебный материал должен соответствовать уровню
подготовки обучающихся, быть понятным и доступным для освоения. Сложные
концепции и упражнения должны вводиться постепенно.
•
Принцип наглядности: использование аудио- и видеозаписей, демонстраций
учителя помогает обучающимся лучше воспринимать и усваивать материал.
•
Принцип взаимодействия и сотрудничества: важную роль играет коллективная
работа, обсуждение результатов и обмен опытом. Это способствует развитию
коммуникативных навыков и укреплению доверия внутри коллектива.
•
Принцип комплексного подхода: программа включает разнообразные виды
деятельности, такие как индивидуальные уроки, групповые занятия, репетиции,
концерты и конкурсы. Это обеспечивает всестороннюю подготовку и развитие
творческих способностей.
Основные формы и методы
9
Занятия по программе организованы в академической форме по подобию уроков,
с включением в образовательный процесс массовых досуговых мероприятий,
концертов, посещения театров, музеев, так как образовательный момент в обучении
искусству неотделим от воспитательного.
Формы занятий – групповая и индивидуальная. Учебный материал усваивается
поэтапно, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учеников.
Методы обучения:
Словесный метод:
Рассказ: Описание истории возникновения стиля, его
базовые движения.
Объяснение: Подробное разъяснение техники, музыки.
Пояснение: Описания эмоциональной окраски
произведения, средств музыкальной выразительности
(темпа, динамики, артикуляции).
Оценка исполнения: Анализ качества исполнения,
выделение сильных сторон и областей для улучшения.
Наглядный метод:
Показ: Демонстрация
манеры исполнения.
правильного
танцевания,
Демонстрация
видео:
Просмотр
записей
профессиональных исполнителей для изучения их
техники и интерпретации.
Практический метод:
Упражнения
воспроизводящего
характера:
Повторение комбинаций, танцевальных элементов,
для закрепления теоретического материала.
Тренировочные упражнения: Работа над дыханием,
постановкой корпуса, рук и ног. Выворотностью.
Эвристический метод:
Творческие задания: Импровизация на заданную тему,
создание собственных танцев.
Этюды:
Выполнение
коротких
танцевальных
фрагментов, направленных на развитие определённых
хореографических навыков.
10
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.1 Учебный план
Первый год обучения 140 учебных часов
Стартовый уровень
№
п/п
Название раздела, темы
1.
Музыкальное движение:
-приемы музыкальнодвигательной
выразительности;
-упражнения на развитие
творческих способностей
Элементы пластического
танца:
- основы пластики;
-классическая хореография.
2.
3.
4.
Количество часов
Теория Практика Всего
Формы
аттестации/
контроля
Контрольные
задания, опрос
3
29
32
3
30
33
Контрольные
задания, опрос
66
69
Контрольные
задания, опрос
-
6
Контрольные
задания, опрос
125
140
Танцевально3
художественная
работа:
- постановка;
- репетиции
- концерты, конкурсы
Введение в мир искусства:
6
-беседы о хореографии;
- просмотр видеоматериалов.
Итого
15
Ожидаемые результаты по итогу первого года обучения:
знать/понимать:
танцевальный шаг, музыкальность;
стили танцев;
поведение до выхода на сцену и во время концерта;
основы классической хореографии;
основы гимнастики.
уметь:
11
правильно выполнять базовые элементы;
сольно и в группе выступать;
импровизировать;
Учебный план
Второй год обучения 175 учебных часов
Базовый уровень
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Теория Практика Всего
1.
Музыкальное движение:
- совершенствование
приемов;
- музыкально-игровое
творчество;
- импровизация.
Элементы пластического
танца:
- работа над гибкостью;
- растяжкой под музыку;
- основы пластики;
-классическая хореография.
Танцевальнохудожественная
работа:
- постановка;
- репетиции
- концерты, конкурсы
Введение в мир искусства:
-беседы о хореографии;
- просмотр видеоматериалов.
Итого
5
37
42
5
38
43
Контрольные
задания, опрос
5
75
80
Контрольные
задания, опрос
10
-
10
Контрольные
задания, опрос
25
150
175
2.
3.
4.
Формы
аттестации/
контроля
Контрольные
задания, опрос
Ожидаемые результаты по итогу второго года обучения:
знать/понимать:
различия между танцевальными стилями;
терминологию в классическом танце;
правила исполнения гимнастических элементов;
значимость силовой тренировки.
12
уметь:
самостоятельно действовать и создавать;
правильно владеть приемами музыкального движения, средствами
выражать задаваемый образ;
общаться в коллективе, проявлять творческую инициативу.
пластики
Учебный план
Третий год обучения 175 учебных часов
Продвинутый уровень
№
п/п
Название раздела, темы
1.
Музыкальное движение:
5
- углубленная работа и
совершенствование
программы;
-приемы музыкальнодвигательной
выразительности;
-упражнения на развитие
творческих способностей;
- импровизация.
Элементы пластического
5
танца:
- закрепление
пройденного материала,
введение усложненных
элементов;
- взаимодействие пластики и
музыки, как единого целого;
- основы пластики;
-классическая хореография.
Танцевально5
художественная
работа:
- постановка;
- репетиции;
- концерты, конкурсы
2.
3.
Количество часов
Теория Практика
Всего
Формы
аттестации/
контроля
Контрольные
задания, опрос
37
42
38
43
Контрольные
задания, опрос
75
80
Контрольные
задания, опрос
13
4.
Введение в мир искусства:
-беседы о хореографии;
- просмотр видеоматериалов.
Итого
10
-
10
25
150
175
Контрольные
задания, опрос
Ожидаемые результаты по итогу второго года обучения:
знать/понимать:
влияние танца на жизнь;
как включить актерское мастерство в танец;
как создать лучший номер для себя.
уметь:
работать с музыкальным материалом;
выразить эмоционально-зримые образы музыки посредством
этюдов, композиций;
сопереживать и помогать в творческом процессе.
пластических
I.2. Содержание учебного плана
Первый год обучения. Стартовый уровень.
Тема 1.
Музыкальное движение
Теория
Музыка, счет, темп, ритм
Практика Приемы музыкально - двигательной выразительности
(пружинные, маховые и плавные движения) свойственные
разнообразным музыкально-двигательным образам.
Тема 2.
Элементы пластического танца.
Теория
Растяжка. Смысл. Правильное исполнение. Классика. Основные
понятия.
Практика Классика.
1. позиции ног, рук;
2. постановка корпуса, осанки;
3. позиции в паре;
4. линии танца;
5. углы, повороты;
6. направление движения.
7. Выворотность
Растяжка на полу.
Тема 3
Танцевально- художественная работа.
Теория
Понятие сцены, пространства. Танцевальные этюды, комбинации.
14
Практика Постановка, репетиции, концерты, конкурсы.
Тема 4
Теория
Введение в мир искусства.
Танец. Основные понятия и определения.
Тема 1.
Второй год обучения. Базовый уровень.
Музыкальное движение
Теория
Музыка и тело как единое целое.
Практика Совершенствование приемов, музыкально-игровое творчество,
импровизация.
Тема 2.
Элементы пластического танца.
Теория
Правильная растяжка для достижения максимально нужного
результата. Составляющие. Терминология в классическом танце
Практика Работа над гибкостью, растяжкой под музыку. Классическая
хореография у станка.
Тема 3
Упражнения направлены на:
1.
напряжение и расслабление мышц тела;
2.
вытягивания, разворачивание и сокращение стопы
“Развивает силу и эластичность берцовых и икроножных мышц,
способствует развитию
сухожилий пальцев стоп и пяточных “ахилового” сухожилия,
развивает выворотность тазобедренных, голеностопных суставов”;
3.
развитие мышц шеи;
4.
улучшения эластичности мышц плеча и предплечья,
развития подвижности локтевого сустава;
5.
развития гибкости плечевого и поясного суставов;
6.
укрепления мышц брюшного пресса, спины и поясничного
отдела позвоночника;
7.
на улучшение гибкости позвоночника;
8.
улучшения подвижности тазобедренного сустава и
эластичности мышц бедра;
9.
улучшения гибкости коленных суставов;
10.
исправление осанки.
Танцевально- художественная работа.
Теория
Характер танца. Стилизация. Манера исполнения.
Практика Постановка номеров в эстрадном, народном и современном
направлении. Репетиции, концерты, конкурсы.
Тема 4
Введение в мир искусства.
Теория
Стили и направления в хореографии. Танцы народов мира.
15
Третий год обучения. Продвинутый уровень.
Тема 1.
Музыкальное движение
Теория
Музыка и движение. Движение без музыки. Внутренний счет.
Самостоятельная работа.
Практика Углубленная работа и совершенствование тела и души через
движение.
Тема 2.
Элементы пластического танца.
Теория
Правильная растяжка для достижения максимально высокого
результата. Составляющие. Терминология в классическом танце.
Практика Работа над гибкостью, растяжкой под музыку. Классическая
хореография на середине без опоры. Совершенствование
навыков.
Тема 3
Танцевально- художественная работа.
Теория
Характер танца. Стилизация. Манера исполнения.
Эмоциональность
Практика Постановка номеров в разных направлениях хореографии
Репетиции, концерты, конкурсы.
Тема 4
Введение в мир искусства.
Теория
Стили и направления в хореографии. История. Имена.
Календарный учебный график утверждается на учебный год приказом директора
МАОУ СОШ № 125 и является обязательной составной частью дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (приложение 1 к ДООП).
1.3.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
Обучающиеся знают
1. Историю и терминологию танцевального
искусства;
2. Оздоровительные возможности занятий музыкой
и танцами;
3. Основные принципы здорового образа жизни;
16
Обучающиеся умеют:
4. Основы теории классической хореографии;
5. Правила участия в танцевальных конкурсах и
фестивалях;
6. Способы самоконтроля при выполнении
танцевальных упражнений и выступлений.
1. Применять
правила
безопасности
и
профилактики
травмирования
тела
при
физических нагрузках;
2. Разрабатывать и демонстрировать комплексы
танцевальных разминок и упражнений;
3. Выбирать подходящие танцевальные приемы в
зависимости от стиля;
4. Применять базовые элементы стилей в процессе
исполнения;
5. Выполнять контрольные упражнения для оценки
своих танцевальных возможностей.
Метапредметные результаты:
Обучающиеся:
1. Ведут активный и здоровый образ жизни,
уделяют внимание поддержке физического и
эмоционального здоровья;
2. Способствуют своему общему культурному и
музыкальному
развитию,
укрепляя
свои
музыкальные навыки;
3. Проявляют навыки планирования и организации
своей учебной и творческой деятельности в
соответствии с поставленными целями;
4. Демонстрируют умение определять наиболее
эффективные способы достижения желаемого
результата в танцах;
5. Имеют положительную динамику в развитии
танцевальных навыков и психологических
качеств,
связанных
с
публичными
выступлениями.
Личностные результаты:
Обучающиеся:
1. Проявляют
устойчивый
систематическим
занятиям
искусством;
интерес
к
танцевальным
17
2. Воспитывают в себе морально-волевые и
нравственные
качества,
такие
как
ответственность, целеустремлённость, уважение
к культуре и искусству;
3. Формируют ценностное отношение к здоровому
и безопасному образу жизни, направленному на
поддержание физических данных;
4. Сформированы
коммуникативные
навыки,
необходимые для совместной работы в ансамбле
и публичных выступлений;
5. Проявляют готовность к участию в танцевальных
соревнованиях и конкурсах.
3.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1.Формы аттестации/контроля обучающихся.
Аттестация обучающихся проводится согласно положению, утвержденного в
МАОУ СОШ № 125.
В начале каждого учебного года проводится стартовая диагностика года с целью
выявления физических данных у детей по пяти параметрам:
1.Определение внешних сценических данных.
2. Музыкальные, ритмические, танцевальные способности.
3. Артистичность и выразительность
4. Гибкость и пластичность.
5. Медицинские показатели.
- промежуточная аттестация – в конце каждого полугодия (декабрь, май);
- итоговая аттестация – по завершению изучения программы (май).
На аттестации оценивается:
теоретический уровень подготовки обучающихся;
практические результаты деятельности, сольные концерты;
результаты участия в смотрах, конкурсах.
Аттестация проходит по результатам следующих мероприятий:
1. Периодические контрольные работы и опросы учеников по ходу обучения с
применением качественной оценки исходя из результатов освоения программы.
2. Концертная деятельность. Тематические концерты в школе в течении учебного
18
года (День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, Отчетный концерт). После
каждого концерта ставится в журнал количественная оценка на основании
выступления детей на сцене, а также проводится работа над ошибками в
танцевальном классе.
3. Участие в конкурсах и в фестивалях. Выездные выступления студии на
площадках города. Региональный конкурс «Караван Надежд», Всероссийский
чемпионат «Легенда», Районный конкурс «В ритме времени», Областной
фестиваль «Весенняя фантазия». Оценкой (аттестацией) является призовое место
на конкурсе.
4. Открытый урок для родителей. Проходится в конце мая. По итогу открытого
урока учащиеся получают сертификат об окончании учебного года.
Система оценивания - безотметочная.
Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся является
руководитель коллектива с помощью метода педагогического наблюдения и метода
включения детей в хореографическую деятельность коллектива. Механизмом оценки
роста является: «обратная связь» обучающегося и педагога; уровень задач, которые
ставит перед собой обучающиеся и коллектив, а также достижения не только
творческого характера, но и личностного.
Формы стимулирования:
1. Награждение дипломами (грамотами) обучающихся, показавших высокие
образовательные результаты.
2. Награждение дипломами (грамотами) родителей обучающихся, принимающих
активное участие в жизни коллектива.
3. Размещение информации о достижениях коллектива и обучающегося на
информационном стенде школы, на сайте МАОУ СОШ №125, на странице школы
в социальной сети facebook.
4. Участие в творческих фестивалях, на мероприятиях МАОУ СОШ № 125.
Программа «Хореография без границ» модифицированная, создана на основе
программ и методик, практик, следующий авторов:
Брискс И.Э. «Программа обучения одаренных детей 9-14 лет». - ЧГАКИ,
Челябинск, 2000;
Варга Т.Л., Саввиди И.Я. и др. Образовательная программа школы-студии
«Фуэте». – Томск, ДТДиМ, 2009.
Лисс С.Б. Образовательная программа театра танца «Ривьера». – Томск, ДДТ
«У Белого озера». 2008.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М.:
Просвещение, 1986,395с.
Программа «Развитие ребенка средствами хореографий». Дворец молодежи.
19
2006 г.
Программа «Ритмика для начальной и средней школы». М. 1997 г.
Программа по классическому танцу «Классический танец. Упражнения у
станка (1-й год обучения) для культурно-просветительных училищ».-М., 1987,
Ритмика и танец. Программа. - М. 1980.
Теория и методика классического танца. Программа по специальности 05.07.00
«Педагогика и хореография». - М: ГИТИС, 1998.
Учебная программа по дисциплине "Спортивный танец" составленная в
соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта
России, предназначенная для студентов специальности "Культурология"
специализации 020611 "Менеджмент культуры (руководитель танцевального
коллектива)";
Кадровое обеспечение реализации программы
Программу реализует педагог дополнительного образования с соответствующим
уровнем образования и квалификации. (Профессиональный стандарт «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых») и отвечающими квалификационным
требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)
профессиональным стандартам (ФЗ №273 ст.46, ч.1).
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен
иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование в области, (соответствующей профилю программы), без предъявления
требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу
работы.
Сведения о составителе
Бельтюкова Любовь Евгеньевна, педагог дополнительного образования.
Образование:
1. Уральский Государственный аграрный университет, 2008 г.
2. Средняя музыкальная школа №2 города Екатеринбурга. Отделение хореографии.
3. Ежегодные курсы по различным направлениям хореографии, подтверждённые
сертификатами и дипломами переподготовки:
Сертификат/Свидетельство о прохождении «Мастерской современного
танца под руководством С.В. Смирнова. г. Екатеринбург. 2015-2020 г.
Удостоверение об обучении на курсах повышения квалификации по
дополнительной образовательной программе «Современные направления
хореографии», «Народный танец».
20
г. Екатеринбург. 2017-2020 г.
Workshops certificate/ Respect my Talent. г. Москва, RMT Dance camp
г. Сочи. 2015-2020 г.
Высшая квалификационная категория.
Методическое обеспечение программы
Методические рекомендации по организации и выполнению программы «».
Методы обучения:
Словесные методы Рассказ: история и теория танцевального искусства
Объяснение:
детальная
разбивка
танцевальных
комбинаций.
Команды и распоряжения: руководство процессом
исполнения, указания по технике танца, растяжке, силовой.
Задание: постановка задач для самостоятельной работы,
развитие танцевальных навыков.
Указание: коррекция ошибок, советы по улучшению
исполнения.
Беседа и разбор: совместное обсуждение результатов,
анализ выполненных заданий.
Наглядные методы Показ упражнений или их элементов: демонстрация
правильной постановки корпуса, рук, ног.
Вспомогательные наглядные методы:
Демонстрация кино- и видеоматериалов: просмотр записей
профессиональных исполнителей для анализа их техники и
интерпретации.
Метод повторного и замедленного показа: анализ деталей
исполнения, коррекция ошибок.
«Стоп-кадр»: временная остановка записи для детального
обсуждения нюансов исполнения.
Методы
Предметные или условные ориентиры: использование
ориентирования
метронома, ритмических моделей, звуковых сигналов для
поддержания ритма и синхронизации.
Практические
методы
Музыкальноисполнительские
методы
Метод упражнений: разучивание танцевальных приёмов,
дыхательных упражнений, дикционных тренировок.
Целостное разучивание: освоение простых танцевальных
элементов целиком.
Поэтапное разучивание: временное освоение отдельных
частей сложного танцевальных элементов с последующим
их объединением
Непрерывность и цикличность: Регулярность занятий,
построение программ на основе циклического повторения.
Постепенность повышения требований: Постепенное
усложнение репертуара, увеличение длительности занятий.
21
Волнообразность динамики нагрузок: Чередование
интенсивных и менее напряжённых этапов обучения.
Моделирование концертной деятельности: Проведение
пробных концертов, участие в открытых уроках.
Теоретический материал:
Изложение новой темы: Простота и доступность
изложения, подкрепление практическими примерами.
Наглядное сопровождение: Использование видео и
аудиозаписей.
Физическая подготовка:
Общеразвивающие упражнения: Разминка, дыхательные
упражнения, улучшение координации, растяжка.
Подготовительные упражнения: Специальные силовые
разминки для укрепления мышечного каркаса.
Подводящие
упражнения:
Отработка
отдельных
танцевальных техник, подготовка к исполнению сложных
комбинаций.
Основные
упражнения:
Практическое
применение
полученных навыков в исполнении танцевальных номеров.
Метод воспитания: Убеждение: привитие любви к танцу, важности
дисциплины и самодисциплины.
Поощрение: поддержка успехов, признание достижений.
Порицание: конструктивная критика, направленная на
исправление недостатков.
Пример: демонстрирование образцов профессионального
исполнения.
Требование: установление стандартов и ожиданий в
отношении качества исполнения.
Стимулирование: создание мотивации для постоянного
роста и самосовершенствования.
Мотивация: поддержание интереса к обучению и
достижению новых высот.
Создание воспитывающих ситуаций: участие в концертах,
конкурсах,
совместные
проекты,
способствующие
формированию ответственности и взаимопомощи.
Педагогические технологии:
1. Технология группового обучения:
o Совместные занятия, направленные на развитие навыков коллективного
исполнения, гармонизации и синхронного исполнения
o Групповая работа над постановкой танца.
2. Технология дифференцированного обучения:
22
Индивидуальный подход к каждому участнику ансамбля, учитывая его
уровень подготовки, танцевальные данные и темп развития.
o Разделение на подгруппы для выполнения разных уровней сложности
заданий.
Технология игровой деятельности:
o Использование игровых методик для освоения танцевальных техник,
например, игры на развитие слуха, ритма и памяти.
o Музыкальные викторины и конкурсы для закрепления теоретических
знаний.
Информационно-коммуникативная технология обучения:
o Применение
цифровых технологий для демонстрации примеров
исполнения, использования онлайн-ресурсов для поиска и прослушивания
музыкальных произведений.
o Взаимодействие с участниками через образовательные платформы и
социальные сети.
Здоровьесберегающие технологии:
o Правильная организация режима занятий, включающая разминку, отдых и
профилактику физических и эмоциональных перегрузок.
o Мониторинг состояния здоровья участников, рекомендации по уходу за
телом.
Технология развития критического мышления:
o Обсуждение и анализ танцевальных стилей и импровизация.
o Самостоятельный поиск информации и подготовка докладов по истории
хореографического искусства.
Технология дистанционного обучения:
o Организация онлайн-занятий для участников, находящихся вне места
проведения основной репетиционной базы.
o Возможность индивидуального обучения и консультаций через интернетплатформы.
o
3.
4.
5.
6.
7.
Алгоритм учебного занятия:
Подготовительный этап:
1. Построение, приветствие: Приветствие участников, краткий обзор прошедшего
занятия, проверка готовности к работе.
2. Постановка цели и задач: Определение основных направлений работы на
текущем занятии, уточнение ожидаемых результатов.
3. Разминка: Танцевальная разминка, дыхательные упражнения, растяжка, силовая
тренировка.
Основной этап:
1. Знакомство с техникой выполнения упражнений: Объяснение новых
танцевальных стилей, демонстрация правильных приемов.
2. Отработка: Практика новых техник на простых упражнениях, работа над
музыкальностью, растяжкой.
3. Репертуарная работа: Разбор и исполнение новых танцевальных номеров,
распределение партий, работа с пространством.
23
4. Творчество: Импровизация, создание собственных танцев, работа в группах над
творческими проектами.
5. Подвижные игры: Танцевальные игры на развитие слуха, ритма, реакции.
Заключительный этап:
1. Снижение нагрузки: Медленные танцевальные упражнения, растяжка,
восстановление после длительной физической нагрузки.
2. Обратная связь: Обсуждение проделанной работы, комментарии
преподавателя, ответы на вопросы.
3. Домашние задания: Назначение домашних заданий для дальнейшей работы над
техникой.
4. Завершение занятия: Подведение итогов, прощание, благодарность за
активную работу.
Дидактические материалы:
Для реализации данной программы необходимо:
1. Просторное светлое помещение, оборудованное зеркалами.
2. Магнитофон или музыкальный центр.
3. USB Flash с музыкой.
4. Наглядные пособия по хореографии: фото и видео материалы.
5. Гимнастические коврики.
Дополнительное оборудование, обеспечиваемое родителями:
1. Черная форма без рисунков для занятий (футболка, джемпер, купальник, лосины,
шорты, штаны, балетки).
2. Костюмы для выступлений, обувь.
№
п/п
Раздел или тема
программы
Форма
проведения
занятий
Методы и
приемы
организации
УВП
Дидактический
материал,
техническое
оснащение
занятий
Рассказ
Словестный
Наглядный
Практический
-
1
Организационное
занятие.
Техника
безопасности.
2
Разминка
Рассказ
Практическое
занятие
Словестный
Наглядный
Практический
Магнитофон
Музыкальный
материал
3
Кросс. Движение с
продвижением.
Рассказ
Практическое
занятие
Словестный
Наглядный
Практический
Магнитофон
Музыкальный
материал
24
4
Экзерсис на середине
и у станка.
Классическая
хореография.
Рассказ
Практическое
занятие
Словестный
Наглядный
Практический
Магнитофон
Музыкальный
материал
Видео материал
5
Репетиционнопостановочная
работа. Концертные
номера.
Рассказ
Практическое
занятие
Словестный
Наглядный
Практический
Эвристический
Магнитофон
Музыкальный
материал
Видео материал
6
Растяжка
Рассказ
Практическое
занятие
Словестный
Наглядный
Практический
Магнитофон
Музыкальный
материал
7
Силовая тренировка
Рассказ
Практическое
занятие
Словестный
Наглядный
Практический
Магнитофон
Музыкальный
материал
8
Концертная
деятельность в школе
Рассказ
Показательное
выступление
Словестный
Наглядный
Практический
Музыкальный
материал
9
Конкурсы, Фестивали
Рассказ
Показательное
выступление
Словестный
Наглядный
Практический
Музыкальный
материал
11
Открытое занятие для
Рассказ
родителей
Показательное
выступление
Словестный
Музыкальный
Наглядный
материал
Практический Магнитофон
Эвристический
3.3. Воспитательная деятельность
3.3.1. Цель:
Основные целевые ориентиры воспитания в программе занятий направлены на:
эстетическое, нравственное, патриотическое и этнокультурное воспитание
детей через приобщение к искусству, народному творчеству и сохранению
культурного наследия народов России;
активное вовлечение детей в разные виды искусства и жанры
художественного творчества, с особым вниманием к сохранению традиций
классического искусства;
обновление содержания образовательных программ в области искусства,
развитие инфраструктуры дополнительного образования, включая
использование цифровых технологий, современного оборудования и
материалов.
3.3.2 Формы и методы воспитания
25
Учебное занятие:
Воспитательная
информация:
усвоение
информации,
имеющей
воспитательное значение, формирование ценностных и нравственных
ориентаций.
Опыт: получение опыта, в котором проявляются и укрепляются нравственные
установки, а также развивается способность делать моральные выборы.
Саморазвитие: участие в процессах личного развития и творческой
самореализации.
Информация: узнают о научных открытиях, культурных достижениях,
архитектурных шедеврах, народных традициях и исторических событиях. Они
также изучают биографии выдающихся людей, что помогает формировать у
них сферу интересов, этические установки и нормы поведения.
Поиск и обработка информации: учатся искать, собирать, обрабатывать и
обмениваться информацией, что способствует развитию самостоятельности и
аналитического мышления.
Практические занятия:
Закрепление правил поведения и коммуникации: занятия способствуют
развитию навыков общения, позитивного отношения к команде и
конструктивного поведения.
Формирование ценностей: учащиеся практикуют танцевальные техники,
вырабатывают дисциплинированность и уважение к правилам.
Проектная деятельность:
Развитие навыков целеполагания, планирования и рефлексии: участие в
проектах помогает детям научиться ставить цели, планировать свои действия
и оценивать достигнутые результаты.
Укрепление внутренней дисциплины: проектная работа требует
организованности
и
концентрации,
что
стимулирует
развитие
самодисциплины.
Коллективные игры: проявление и укрепление личных качеств: игры помогают
детям проявить эмоциональность, активность, стремление к успеху, а также развить
навыки командной работы и взаимопомощи.
Итоговое мероприятие (концерт): закрепление успеха: проведение концерта
помогает закрепить ощущение успеха, развивает рефлексивность и
коммуникативные навыки, усиливает чувство ответственности и удовлетворяет
эмоциональные потребности детей.
3.3.3. Условия воспитания, анализ результатов.
Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся является
26
руководитель объединения с помощью метода педагогического наблюдения и метода
включения детей в деятельность коллектива. Механизмом оценки роста является:
«обратная связь» обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставит перед собой
обучающиеся и коллектив, а также достижения не только творческого характера, но и
личностного.
Через педагогическое наблюдение воспитанность обучающегося оценивается по
следующим критериям:
посещаемость занятий и своевременность прихода на них;
степень проявления дисциплинированности, инициативности, активности и
самостоятельности обучающихся;
уровень развития трудолюбия, настойчивости в преодолении трудностей;
отношения со сверстниками и роль обучающегося в коллективе.
3.3.4. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы утверждается на учебный год
приказом директора МАОУ СОШ № 125 и является обязательной составной частью
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (приложение 2
к ДООП).
4. Список литературы:
1. Базарова Н.П. Классический танец. Методика обучения. - Л., Искусство, 1975.
2. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца: Учебно-методическое пособие.
2-е изд. - Л.: Искусство. 1983. -207 с.
3. Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь
учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и
студий. - СП б.: «Люкси» «Респекс». - 256 с, ил.
4. Бахрушин Ю. А. История русского балета. Учебное пособие для ин-тов культуры,
театр., хореогр. и культ.-просвет, училищ. Изд. 2-е. - М., «Просвещение», 1973.
5. Богаткова Л. Танцы народов СССР. - М., Молодая гвардия, 1954.
6. Блок Л.Д.Классический танец. - М. 1987.
7. Бекина С. И. И другие. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей
6 -7 лет): из опыта работы муз. руководителей дет. садов/Авт.-сост.: С. И. Бекина,
Т.П. Ломова, Е.Н.
8. Бочарникова Е. Мартынова О. Московское хореографическое училище. - М.,1954.
9. Бочкарёва Н. И. Ритмика и хореография: учебно-методический комплекс для
хореографических отделений школ, гимназий, ДМШ, школ искусств.-Кемерово.Кемеровск.гос. академия культуры и искусств, 2000.-101 с.
10.Ваганова А. Я.Основы классического танца.-Л.Искусство, 1980.
11.Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. М. 1971.
12.Возрастная и педагогическая психология. Учеб. Пос. для ст-в пед. ин-ов. Под ред.
проф. А.В. Петровского. - М.: 1987.
13.Востриков А.А. Технология и методика культуры эмоции и чувств. Ч. - 1, 42
Томск, 1994.
27
14.Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М., 1974.
15.Классический танец. Программа для хореографических отделений музыкальных
школ и школ искусств. - М. –Л., 1982.
16.Климов А. А. Основы русского народного танца: Учебник для студентов вузов
искусств и культуры. - М.: Издательство Московского института культуры.
1994. - 320с, с ил.
17.Костровицкая В. 100 уроков классического танца. - Л., 1980.
18.Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. - Л: Искусство, 1968.
260с.
19.Леонов Б.. Музыкальное ритмическое движение. Минск, 1971.
20.Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера. – М: Искусство, 1976.
21.Соболева Г.Г. Современный русский народный хор. -М.: Знание, 1978.
22.Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба... Знакомство детей с русским
народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада. - СПб.; Детствопресс, 2000. -208 с
23.Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Начало обучения. // Я вхожу в мир искусств,
№ 4, 1998.
24.Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Продолжение обучения. // Я вхожу в мир
искусств, № 4, 2001.
25.Чечетин А.И. Основы драматургии. - М., 1981.
26.Хамзин Х.Х. Правильная осанка. - М., 1999.
28
Приложение № 2
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
художественной направленности
«Хореография без границ»
№
п/п
Направление
воспитательно
й работы
1.
Гражданскопатриотическо
е
2.
Нравственное
и духовное
воспитание
3.
Воспитание
положительног
о отношения к
труду и
творчеству
4.
5.
Наименование
мероприятия
(события)
Форма
проведения,
сроки
проведения
Практический
результат и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение цели
1.
Посвящени 1.Выступлени Развитие
ев
е на
танцевальных
первоклассники празднике
навыков,
2.
Фестиваль Октябрь
коммуникация со
литературно2.Участие в
зрителями,
музыкальных
проекте
получение опыта
композиций
Февраль
выступления.
Освещение в
школьных СМИ.
1.
День
Выступление Развитие
знаний
на праздниках танцевальных
2.
День
1. Сентябрь навыков,
учителя
2. Октябрь
коммуникация со
3.
Последний 3. Май
зрителями,
звонок
получение опыта
выступления.
Освещение в
школьных СМИ.
1.
Общешкол 1. Выступле Осознание
ьный фестиваль
ние на
важности
профессий
районном дисциплины и
мероприят усердия.
2.
Регулярны
ии
Регулярное
е репетиции
Октябрь
посещение занятий.
2. В течение
учебного
года
Участие
родителей,
общественнос
ти
Интеллектуаль
ное воспитание
Танцевальные
конкурсы «В
ритме времени»
Сопровожден
ие
родителями
Социокультурн
ое и медиа
культурное
воспитание
1.
Фестиваль Участие в
талантов
событиях
2.
Новогодни 1. Ноябрь
й серпантин
2. Декабрь
Участие
Февраль-март
Получение
призовых мест на
конкурсах
районного и
городского уровня.
Освещение в
школьных СМИ.
Получение
обратной связи,
отзывов от
участников и
Непосредстве
нное участие
родителей в
мероприятии
Непосредстве
нное участие
родителей в
мероприятии
Взаимодейств
ие с
родителями в
случае
необходимост
и
Взаимодейств
ие с
родителями
по итогам
29
3.
Весенний
праздник
4.
Звездный
Олимп
6.
Воспитание
семейных
ценностей
7.
Формирование
коммуникатив
ной культуры
«День матери»,
праздник ко
Дню 8 Марта
Выступление на
всех
мероприятиях
школы,
организация и
сплочение детей
из разных классов
3. Концерт,
март
Выступлен
ие на
празднике
Май
Концерт
Ноябрь
зрителей
Участие в
концерте, где
выражается
благодарность и
любовь к матерям,
укрепление
семейных связей.
Освещение в
школьных СМИ.
Концертная
Развитие
деятельность, танцевальных
участие в
навыков,
проектах
коммуникация со
в течение года зрителями,
получение опыта
выступления.
Освещение в
школьных СМИ.
проводимых
событий
Присутствие
родителей на
празднике
Сопровожден
ие
родителями,
присутствие
родителей на
мероприятиях
30