В современных условиях состояние физического и духовно-нравственного здоровья детей стало одной из острейших проблем. Каждое следующее поколение обладает худшим потенциалом здоровья, чем предыдущее. По различным статистическим данным в последние годы отмечается устойчивое ухудшение состояния здоровья детей. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, так как осложняет процесс обучения, снижает качество знаний, замедляет психическое и физическое развитие детей, вызывает отклонения в их социальном поведении.
На сегодняшний день к одному из приоритетных направлений государственной политики отнесено здоровье населения в целом и особенно подрастающего поколения. Задачи оздоровления детей решаются, прежде всего, в процессе обучения.
В практике существует множество определений понятия «здоровье». МАОУ СОШ № 125 в своей деятельности руководствуется определением данного понятия, предложенным ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Педагогическому коллективу МАОУ СОШ № 125 необходимо сформировать у детей мотивацию и потребность в здоровом образе жизни, так как именно данный фактор является одном из показателей успешной социализации ребенка, подростка в обществе. Данная программа поможет решить часть задач, заявленных в Уставе МАОУ СОШ № 125.
Программа «Здоровая школа» направлена на работу со всеми учащимися школы и предполагает как первичную профилактику с обучающимися, так и работу с детьми девиантного поведения.
Цели:
- Сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся через создание единого здоровьсберегающего пространства в МОУ СОШ №; 125, обеспечивающее развитие личности с учетом физиологических, психологических и интеллектуальных особенностей, удовлетворение потребностей и возможностей.
- Создание условий для формирования физически здоровой толерантной личности, способной свободно адаптироваться в современном мире
Задачи:
- создать каждому учащемуся необходимые и достаточные условия личностного развития;
- предоставить учащимся многообразные знания и виды деятельности для реализации своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей;
- перейти от пассивных форм обучения к деятельному с вовлечением учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;
- создать единую школьную межведомственную службу для обеспечения комплексного подхода к оздоровлению учащихся;
- внедрить в образовательный процесс здоровьесберегающие педагогические технологии;
- обновить материально – техническую базу для реализации программы;
Содержание программы и деятельности по ее реализации может корректироваться в соответствии с изменениями внешних условий, принятием программ различного уровня.
Программа «Здоровая школа» состоит из 5 блоков – направлений:
Создание здоровьесберегающей инфраструктуры
|
· Создание комплексных условий для развития ребенка и сохранение его здоровья.
· Состояние и содержание здания и помещений в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
· Организация качественного горячего питания.
Организация вспомогательных служб:
1. психолого- логопедическая служба
2. социально-правовая служба
3. Совет старшеклассников
|
Рациональная организация учебного процесса
|
· Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся
· Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (проблемное обучение, дифференцированное обучение, проектное обучение, развивающее обучение, модульное обучение, игровые технологии)
В начальной школе:
1. Безотметочное обучение
2.Подвижный способ обучения со сменой динамических поз.
В средней и основной школе:
Переход к предпрофильной подготовке и профильному обучению как средству, позволяющему учитывать склонности и интересы учащихся, снижающему уровень тревожности.
Использование следующих технологий:
Медико-гигиенические технологии:
- Контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.
- Проведение прививок.
- Работа медицинского кабинета для оказания каждодневной помощи и школьникам и педагогам.
Физкультурно-оздоровительные технологии:
- Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости.
Экологические здоровьесберегающие технологии:
- Создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей.
- Обустройство пришкольной территории.
- Аэрофитомодуль: зеленые растения в классах.
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности
- Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, внеплановыми инструктажами, беседами со специалистами.
Здоровьесберегающие образовательные технологии
- Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматриваются и как технологическая основа здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Компенсаторно-нейтрализующие
- Проведение физкультминуток и физкультпауз, позволяющее в какой-то мере нейтрализовать неблагоприятное воздействие статичности уроков.
- Эмоциональные разрядки, «минутки покоя», позволяющие частично нейтрализовать стрессогенные воздействия.
- Витаминизация пищевого рациона, позволяющая восполнить недостаток витаминов.
Стимулирующие /приемы позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния/
- Физические нагрузки.
- Обучение психологическим приемам борьбы с унынием, плохим настроением.
Информационно-обучающие / обеспечивают учащимся необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о здоровье – своем и своих близких/.
- Проведение тематических классных часов, бесед.
- Лекции школьного врача, приглашенных специалистов в тематические дни.
- Оформление стендов «Помоги себе сам», «Информация для родителей».
|
Организация физкультурно –оздоровительной работы
|
Реализация этого блока предполагает работу по рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и повышает адаптивные возможности детского организма.
Работа в режиме учебного дня содержит следующие мероприятия:
- Комплекс утренней гимнастики
- Организованные подвижные игры на перемене, благодаря которым можно снять статическую нагрузку и корректировать личностные качества детей
- Физкультминутки и динамические паузы на уроке, позволяющие поддержать работоспособность школьников, снять утомление с конкретных физиологических систем
- Комплекс упражнений для профилактики близорукости и снятия зрительного утомления.
Внеклассная работа:
- Уроки здоровья
- Спортивные соревнования
- Занятия в спортивных секциях
- Занятия в системе ДО
- Занятия танцами и пением
- Организация походов, выходов на природу и пр.
|
Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся
|
- Профилактика заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача.
- Мониторинг состояния здоровья учащихся с обсуждением на педсоветах, доступность данных сведений для каждого педагога.
- Создание системы комплексной педагогической, психологической, социальной помощи детям со школьными проблемами.
Работа по профилактике и динамическому наблюдению за состоянием здоровья учащихся включает комплекс мероприятий, позволяющих вести наблюдение за состоянием здоровья учащихся и принимать необходимые меры по профилактике:
- комплексный медицинский осмотр учащихся 1–5, 9–11 классов;
- паспортизация классов с целью сбора информации и отслеживания заболеваемости.
|
Просветительско –воспитательная работа
|
Данный блок реализует систему мероприятий, направленных на формирование у учащихся понятий о ценности здоровья и ЗОЖ, профилактику вредных привычек. Работа проводится по следующим направлениям:
- Самопознание: в этой части программы обращается внимание на состояние общего душевного комфорта, воспитывается система ценностных установок.
- Я и другие: данный раздел предполагает работу по социальной адаптации учащихся, обучение способам поведения в обществе.
- Здоровый образ жизни: данный раздел предполагает работу по изучению состояния здоровья, профилактику вредных привычек.
Второе направление работы – просвещение родителей и педагогов по вопросам здоровья детей:
- консультации специалистов; - посещение городских родительских собраний;
- взаимодействие с ДГБ № 10, врачом наркологом Кировского района , МЦ «Диалог»
|
Ожидаемые результаты:
- Сохранение и по возможности укрепление здоровья школьников через овладение навыками ЗОЖ.
- Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе.
- Позитивная динамика результатов обученности за счет сокращения количества уроков, пропущенных по болезни.
- Повышение адаптационных возможностей детского организма и стабилизация уровня обученности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую.
- Повышение уровня психологической комфортности в системе "ученик – учитель".
- Улучшение взаимоотношений семьи и школы, повышение ответственности родителей за здоровье ребенка.
- Создание единого здоровьесберегающего пространства в школе.
- Повышение уровня информационной грамотности всех участников образовательного процесса в области профилактики заболеваний, употребления ПАВ, укрепления здоровья детей и подростков.
Задачи мониторинга: Инструментом проверки эффективности реализации программы на всех ее этапах будет являться мониторинг.
- описание здоровьесберегающей деятельности,
- анализ реальной ситуации в области состояния здоровья учащихся и факторов, которые позитивно и негативно влияют на здоровье,
- оценка эффективности использования здоровьесберегающих педагогических технологий,
- оценка адаптационных возможностей детского организма и физического состояния.
Критериями оценки состояния здоровья обучающихся являются показатели физического состояния учащихся, уровни общей и острой заболеваемости.
С целью отслеживания влияния процесса обучения на качество образования мониторинг будет осуществляться по следующим показателям:
- состояние здоровья школьников
- пропуски уроков по болезни
- уровень тревожности
- охват горячим питанием
- занятия в спортивных секциях
- уровень адаптации и мотивации учащихся результаты обученности.
Приказ о Санитарно-эпидемиологических мероприятиях в МАОУ СОШ № 125
Приказ о профилактике зависимостей в МАОУ СОШ № 125
Приказ об ораганизации безопасного нахождения учащихся в МАОУ СОШ № 125