Как общаться с подростком?

01.01.2017

Организация общения

  • Общаться с воспитанниками с позиции заинтересованного слушателя.
  • Демонстрировать умение «слушать и слышать» воспитанника.
  • Стремиться понять, что в действительности происходит с воспитанником, как он воспринимает данную ситуацию, какие чувства испытывает.
  • Вербальными и невербальными средствами демонстрировать искреннюю заинтересованность происходящим с воспитанником, желание лучше понять его слова и переживания.

 

Вербальные проявления позиции заинтересованного слушателя:

  • говорить спокойным тоном, не быстро;
  • не торопить высказывания воспитанника, уважать паузы в речи собеседника;
  • буквально заявлять о своем интересе к содержанию рассказа воспитанника, желании услышать дополнительные сведения;
  • задавать вопросы на уточнение услышанного (например, повторив ключевое слово воспитанника в форме вопроса);
  • избегать вопросов, требующих односложного ответа, используя открытые вопросы предоставлять воспитаннику больше выбора в том, что и как рассказать;
  • задавать вопросы об ощущениях воспитанника;
  • подтверждать ощущения воспитанника;
  • показывать, что Вам знакомы данные чувства и они серьезны;
  • перефразировать и резюмировать услышанное (используя ключевые слова и фразы самого воспитанника).

 

  • Невербальные проявления позиции заинтересованного слушателя
  • использовать визуальный контакт, не отвлекаться и не смотреть по сторонам;
  • сидеть близко, но не вплотную к воспитаннику;
  • слегка наклоняться вперед, чтобы показать свою заинтересованность и сосредоточенность;
  • реагировать на услышанное выражением лица;
  • время от времени кивать головой в знак подтверждения услышанного;
  • улыбаться, демонстрируя доброжелательность и заинтересованность.

 

Использование поощрения и наказания

 

Воспитание  предполагает использование средств поощрения и наказания. Конечно, желательно, чтобы основным средством Вашей работы стало поощрение, чтобы Вам всегда было «кого» и за «что» стимулировать.

Можно предложить следующие рекомендации  по применению поощрения и наказания «трудных» подростков.

Основная рекомендация относительно поощрения: «Не скупитесь на похвалу!». Хочу такой сайт

Правила поощрения

  • Поощряется не личность, а поступок. Поощрение должно являться следствием поступка, а не стремления воспитанника получить поощрение. Вместе с тем, не игнорируйте потребность в признании со стороны воспитанника. Демонстрируйте свое доверие к воспитаннику, признание его как личности.
  • Поощрение должно следовать сразу за поступком. При длительном ожидании поощрение утрачивает свою актуальность, а значит и снижает воспитательный эффект.
  • Важно соблюсти меру, «не перехвалить», не вызвать завышенной самооценки, «зазнайства».
  • Поощрение должно осуществляться гласно. Важно, чтобы о поощрении узнала значимая для воспитанника группа.
  • Поощрение не должно противопоставлять воспитанника другим членам коллектива, следовательно. По возможности, оно должно быть согласовано с мнением коллектива, как минимум, не противоречить позиции коллектива относительно заслуг воспитанника. Активно привлекайте органы самоуправления к определению поступка (воспитанника), требующего поощрения, формы поощрения.
  • Формы поощрения должны быть разнообразны. Учитывайте индивидуальные особенности. Каждый воспринимает одно и тоже поощрение по-разному. Используйте материальные (подарки, призы, значки, грамоты), нематериальные (благодарность, особые разрешения, при­вилегии) формы поощрения.
  • Не целесообразно поощрять воспитанника за естественное для него поведение. Обязательно надо поощрять за то, что удаётся не сразу, требует от него определённых усилий, проявления воли, характера.
  • Заранее следует продумать символическую систему поощрений, соответствующие ритуалы. Целесообразно привлечь к этому процессу воспитанников.

          

Наказание, по мнению психологов, - менее  эффективное средство формирования желательного поведения, чем поощрение. Оно большей степени предназначено для стимулирования уже сформированных действий. Наказание может вызвать отрицательные эмоциональные побочные эффекты: страх, тревога, потеря уверенности в себе и т.д. Угроза может подтолкнуть к еще более спорным моделям поведения. Поведение, за которым последовало наказание, скорее всего,  появится там, где отсутствует тот, кто может наказать, исчезнет вероятность быть наказанным. 

 

Правила наказания

  • Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным.
  • Наказывается не личность, а поступок.
  • При принятии решения о наказании отделяйте поведение, поступки воспитанника от его намерений. Часто намерения бывают хорошими, а способы их реализации не всегда приемлемыми.
  • Желательно так организовать наказание, чтобы оно связывалось не с решением (желанием) конкретного воспитателя, а исходило от системы.
  • Наказание должно быть одноразовым (1 нарушение - 1 наказание).
  • Наказание не должно унижать достоинство воспитанника.
  • Наказание должно осуществляться таким образом, чтобы воспитанник понимал, за что его наказывают, осознавал справедливость санкций.
  • Нельзя превышать верхний предел взыскания. Если наказание неадеквтно сильно, оно рассматривается как месть.
  • Наказание должно содержать рекомендации по исправлению поведения и предложение поддержки в этой работе со стороны воспитателя.
  • Система наказаний также должна быть разработана заранее и доведена до сведения воспитанников. Целесообразно привлечь к ее разработке коллектив воспитанников, органы самоуправления. Само обсуждение с воспитанниками законов и санкций за их нарушение при правильной организации может иметь существенный воспитательный эффект.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.09.2020

Дата обновления: 22.09.2020

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».