01.01.2017
Организация общения
- Общаться с воспитанниками с позиции заинтересованного слушателя.
- Демонстрировать умение «слушать и слышать» воспитанника.
- Стремиться понять, что в действительности происходит с воспитанником, как он воспринимает данную ситуацию, какие чувства испытывает.
- Вербальными и невербальными средствами демонстрировать искреннюю заинтересованность происходящим с воспитанником, желание лучше понять его слова и переживания.
Вербальные проявления позиции заинтересованного слушателя:
- говорить спокойным тоном, не быстро;
- не торопить высказывания воспитанника, уважать паузы в речи собеседника;
- буквально заявлять о своем интересе к содержанию рассказа воспитанника, желании услышать дополнительные сведения;
- задавать вопросы на уточнение услышанного (например, повторив ключевое слово воспитанника в форме вопроса);
- избегать вопросов, требующих односложного ответа, используя открытые вопросы предоставлять воспитаннику больше выбора в том, что и как рассказать;
- задавать вопросы об ощущениях воспитанника;
- подтверждать ощущения воспитанника;
- показывать, что Вам знакомы данные чувства и они серьезны;
- перефразировать и резюмировать услышанное (используя ключевые слова и фразы самого воспитанника).
- Невербальные проявления позиции заинтересованного слушателя
- использовать визуальный контакт, не отвлекаться и не смотреть по сторонам;
- сидеть близко, но не вплотную к воспитаннику;
- слегка наклоняться вперед, чтобы показать свою заинтересованность и сосредоточенность;
- реагировать на услышанное выражением лица;
- время от времени кивать головой в знак подтверждения услышанного;
- улыбаться, демонстрируя доброжелательность и заинтересованность.
Использование поощрения и наказания
Воспитание предполагает использование средств поощрения и наказания. Конечно, желательно, чтобы основным средством Вашей работы стало поощрение, чтобы Вам всегда было «кого» и за «что» стимулировать.
Можно предложить следующие рекомендации по применению поощрения и наказания «трудных» подростков.
Основная рекомендация относительно поощрения: «Не скупитесь на похвалу!».
Правила поощрения
- Поощряется не личность, а поступок. Поощрение должно являться следствием поступка, а не стремления воспитанника получить поощрение. Вместе с тем, не игнорируйте потребность в признании со стороны воспитанника. Демонстрируйте свое доверие к воспитаннику, признание его как личности.
- Поощрение должно следовать сразу за поступком. При длительном ожидании поощрение утрачивает свою актуальность, а значит и снижает воспитательный эффект.
- Важно соблюсти меру, «не перехвалить», не вызвать завышенной самооценки, «зазнайства».
- Поощрение должно осуществляться гласно. Важно, чтобы о поощрении узнала значимая для воспитанника группа.
- Поощрение не должно противопоставлять воспитанника другим членам коллектива, следовательно. По возможности, оно должно быть согласовано с мнением коллектива, как минимум, не противоречить позиции коллектива относительно заслуг воспитанника. Активно привлекайте органы самоуправления к определению поступка (воспитанника), требующего поощрения, формы поощрения.
- Формы поощрения должны быть разнообразны. Учитывайте индивидуальные особенности. Каждый воспринимает одно и тоже поощрение по-разному. Используйте материальные (подарки, призы, значки, грамоты), нематериальные (благодарность, особые разрешения, привилегии) формы поощрения.
- Не целесообразно поощрять воспитанника за естественное для него поведение. Обязательно надо поощрять за то, что удаётся не сразу, требует от него определённых усилий, проявления воли, характера.
- Заранее следует продумать символическую систему поощрений, соответствующие ритуалы. Целесообразно привлечь к этому процессу воспитанников.
Наказание, по мнению психологов, - менее эффективное средство формирования желательного поведения, чем поощрение. Оно большей степени предназначено для стимулирования уже сформированных действий. Наказание может вызвать отрицательные эмоциональные побочные эффекты: страх, тревога, потеря уверенности в себе и т.д. Угроза может подтолкнуть к еще более спорным моделям поведения. Поведение, за которым последовало наказание, скорее всего, появится там, где отсутствует тот, кто может наказать, исчезнет вероятность быть наказанным.
Правила наказания
- Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным.
- Наказывается не личность, а поступок.
- При принятии решения о наказании отделяйте поведение, поступки воспитанника от его намерений. Часто намерения бывают хорошими, а способы их реализации не всегда приемлемыми.
- Желательно так организовать наказание, чтобы оно связывалось не с решением (желанием) конкретного воспитателя, а исходило от системы.
- Наказание должно быть одноразовым (1 нарушение - 1 наказание).
- Наказание не должно унижать достоинство воспитанника.
- Наказание должно осуществляться таким образом, чтобы воспитанник понимал, за что его наказывают, осознавал справедливость санкций.
- Нельзя превышать верхний предел взыскания. Если наказание неадеквтно сильно, оно рассматривается как месть.
- Наказание должно содержать рекомендации по исправлению поведения и предложение поддержки в этой работе со стороны воспитателя.
- Система наказаний также должна быть разработана заранее и доведена до сведения воспитанников. Целесообразно привлечь к ее разработке коллектив воспитанников, органы самоуправления. Само обсуждение с воспитанниками законов и санкций за их нарушение при правильной организации может иметь существенный воспитательный эффект.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.09.2020
Дата обновления: 22.09.2020
Дата публикации: 01.01.2017