ООП НОО МАОУ СОШ № 125 Приложение № РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Прикладная экономика» для 2-4 классов Примерные результаты освоения учебного курса «Прикладная экономика» Личностные результаты Развитие ответственности, трудолюбия, дисциплины, предприимчивости, способности принимать совместные решения в процессе ролевой игры, и осознание ответственности за принятое решение. Умение доводить начатое дело до конца, соблюдать правила поведения в общественном транспорте и общественных местах. Знать и соблюдать правила дорожного движения. Понимать необходимость выбора невозможности их удовлетворения. при неограниченных желаниях и Воспринимать коллективный и индивидуальный труд как ценность. Метапредметные результаты Работать в команде, уметь принимать коллективные решения, решать проблемные ситуации в команде и индивидуально. Следовать указаниям, устанавливать причинно – следственные связи в экономических отношениях, умение находить родственные связи. Уметь совершать простейшие операции купли-продажи и обмена, уметь объяснять причины невозможности удовлетворения всех желаний, соотносить свои потребности с возможностями семьи. Работать с материалами: с плакатом (находить заданное и выделять только необходимое, не отвлекаясь на несущественное), читать план, карту, моделировать домики из бумаги и город из них, работать с периодической печатью. Приводить примеры специализации и разделения труда в небольшом обществе, в разных видах бизнеса, объяснять выгодность разделения труда в обществе. Пояснять, почему возникает необходимость государственного решения некоторых экономических проблем, приводить примеры общественных товаров и услуг. Находить отличия между профессией и должностью, перечислять, что необходимо для производства знакомых детям предметов. Объяснять выгодность обмена, на примерах пояснять свойства денег, заполнять регистрационную карточку вклада. Проводить интервью с одноклассниками, родителями, друзьями, разрабатывать такую модель своего ресторана, которая бы полностью удовлетворяла запросам потребителя, составлять элементарные технологические карты приготовления простых блюд, составлять меню и производить простые расчеты стоимости завтрака, обеда и ужина, семейного бюджета, определять виды доходов и расходов семьи другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; Выпускник научится: понимать экономические категории: работа (как деятельность), труд, семья, собственность, профессия, потребитель, деньги, общество, правительство, выбор, производство, специализация, специальность; понимать взаимозависимость между членами одного общества – семьи, микрорайона, города; понимать сущность разделения труда на производстве, конвейерного и индивидуального способа производства, рекламы и упаковки как способах продвижения товара на рынке. находить отличия между профессией и должностью, перечислять, что необходимо для производства знакомых детям предметов, понимать разнообразие профессий и специальностей в обществе; понимать роль денег, как средства платежа за покупки и накоплений, понимать необходимость сбережения и накопления денег, товарообмен и роль налогов в обществе; работать в команде, уметь принимать коллективные решения, решать проблемные ситуации в команде и индивидуально; совершать простейшие операции купли-продажи и обмена, уметь объяснять причины невозможности удовлетворения всех желаний, соотносить свои потребности с возможностями семьи. Предметные результаты Выпускник получит возможность научиться: приводить примеры специализации и разделения труда в небольшом обществе, в разных видах бизнеса, объяснять выгодность разделения труда в обществе; пояснять, почему возникает необходимость государственного решения некоторых экономических проблем, приводить примеры общественных товаров и услуг; объяснять выгодность обмена, на примерах пояснять свойства денег, заполнять регистрационную карточку вклада; проводить интервью с одноклассниками, родителями, друзьями, разрабатывать такую модель своего ресторана, которая бы полностью удовлетворяла запросам потребителя, составлять элементарные технологические карты приготовления простых блюд, составлять меню и производить простые расчеты стоимости завтрака, обеда и ужина, семейного бюджета, определять виды доходов и расходов семьи; устанавливать причинно – следственные связи в экономических отношениях. Содержание «КАК ЖИВЕТ МОЯ СЕМЬЯ» РАЗДЕЛ I: «ЧУДЕСНОЕ МЕСТО ДЛЯ ЖИЗНИ». Понятие семья, члены семьи и их функции в семье, специализация и разделение труда в семье. Работа (как деятельность). Зависимость членов семьи друг от друга. Практические занятия: иллюстрирование книги «Моя семья» с помощью наклеек. РАЗДЕЛ 2: «СЛОВА «ХОЧУ» И «НАДО» В НАШИХ СЕМЬЯХ». Потребность. Потребности семьи. Многообразие потребностей человека. Возможности. Неограниченность потребностей человека по сравнению с возможностями их удовлетворения. Необходимость выбора в жизни каждого человека. Практические занятия: заполнение формы со словами «хочу» и «надо», построение древа желаний и возможностей. Игры «Необитаемый остров», «Полет на луну». РАЗДЕЛ 3: «БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛЮДЕЙ» Потребность. Биологические потребности. Учащиеся убедятся в том, что у каждого человека есть потребности в еде, одежде, жилье. Практические занятия: выполнение задания на выявление общих биологических потребностей людей с выделением их источника. РАЗДЕЛ 4: «СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛЮДЕЙ» Потребность. Социальные потребности. Потребность в общении. Средства передачи информации. Транспортные средства. Практические занятия: составление рейтингов средств передачи информации и транспортных средств. РАЗДЕЛ 5: «ЭКОЛОГИЯ СЕМЬИ» Потребность в здоровом образе жизни. Потребность в защите и безопасности. Учащиеся определят составные части здорового образа жизни и безопасности и увидят их значимость для жизни семьи. Практические занятия: раскрашивание иллюстраций с изображением составных здорового и безопасного образа жизни, обсуждение его значения для всей семьи. РАЗДЕЛ 6: « ОТКУДА БЕРУТСЯ ТОВАРЫ И УСЛУГИ, КОТОРЫЕ МЫ НАЗЫВАЕМ СЛОВАМИ «НАДО» И «ХОЧУ». Слова «надо» и «хочу». Товары. Услуги. Отличие товаров от услуг. Экономические концепции взаимозависимости в бизнесе и бизнеса. Практические занятия: ПОСТРОЕНИЕ И изучение настольной карты района. Экскурсия: посещение универсама с целью определения зависимости семьи от его услуг. Экскурсия «Вывески магазинов» с целью определения мест, в которых можно приобрести разные товары и услуги. РАЗДЕЛ 7: «ПРОФЕССИИ НАШИХ СЕМЕЙ». Труд. Профессия. Работа (как деятельность). Заработная плата. Профессии наших родителей. Практические занятия : общение с родителями (2-3 приглашенных на уроке о их профессии, домашнее общение, заполнение карточки «Профессии». Экскурсия: посещение предприятия разнообразием профессий. с целью знакомства с РАЗДЕЛ 8: «ДОХОДЫ И РАСХОДЫ НАШИХ СЕМЕЙ» Доходы и расходы. Источники доходов. Семейный бюджет. Домашнее хозяйство. Основные направления расходов семьи. Практические занятия: элементарные вычисления доходов и расходов семьи. РАЗДЕЛ 9: «ЧТО МЫ ТЕПЕРЬ ЗНАЕМ О НАШИХ СЕМЬЯХ». Семья. Возможности. Потребности. Профессия. Разделение труда в семье. Домашнее хозяйство. Практические занятия: заполнение «Рабочей тетради». РАЗДЕЛ 10: «СМОТРИМ В БУДУЩЕЕ». Обобщение основных понятий курса. Семья. Возможности. Потребности. Профессии. Бюджет. Практические занятия: дети придумывают модель будущего своей семьи. «КАК ЖИВЕТ МИКРОРАЙОН» РАЗДЕЛ 1: «КАК РАБОТАЕТ ОБЩЕСТВО». Специализация и разделение труда в обществе. Выбор. Взаимозависимость. Общество. Практические занятия: работа с плакатом, на котором изображена жизнь небольшого общества (находить заданное и выделять только необходимое, не отвлекаясь на несущественное). Экскурсия: Посещение ярмарки или выставки. РАЗДЕЛ 2: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МИКРОРАЙОНУ». Карта города, местоположение микрорайона. История создания микрорайона. Профессия. Должность. Государственное учреждение. Производственное предприятие. Специализация и разделение труда. Практические занятия: работа с картой города и микрорайона. Экскурсия: по микрорайону с целью рассмотрения многообразия профессий микрорайона. РАЗДЕЛ 3: «КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА». Производство. Производство товаров и услуг. Единоличное производство. Конвейер. Разделение труда на производстве. Способы продвижения товаров на рынке. Упаковка. Реклама. Практические занятия: индивидуальная работа и в группах по производству пирожка (конфеты). Изготовление упаковки. Придумывание рекламы произведенного печенья. Экскурсия: Посещение промышленного предприятия РАЗДЕЛ 4: «РОЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА». Роль государства в экономике. Правительство. Налоги. Необходимость сбора налогов. Права и обязанности. Общественные товары и услуги. Государство и граждане. Практические занятия: заполнение «Рабочей тетради», встреча с представителем органа власти. Игра «Наш микрорайон». Экскурсия: по микрорайону «Как правительство заботится о нашем микрорайоне». РАЗДЕЛ 5: «ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ». Альтернативная стоимость (не называя). Проблема выбора. Ограниченность и выбор. Ответственность. Принятие решения. Работа с плакатом. Практические занятия: Работа с плакатом «Здание», принятие совместного решения. Отработка умения принимать решение в различных ситуациях. РАЗДЕЛ 6: «ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ МИКРОРАЙОНА» Экология. Предприятия микрорайона. Загрязнение окружающей среды. Здоровье человека и экономика. Роль правительства в охране окружающей среды. Практические занятия: принятие совместного решения по проблемам окружающей среды. Работа с периодической печатью. РАЗДЕЛ 7: «ПУТЕШЕСТВИЕ РУБЛЯ». Обмен. Товарообмен. Деньги как средства платежа. Свойства денег. Необходимость и взаимовыгодность добровольного обмена. Бартер. Торговля. Товар. Банк. Требования к современным деньгам. Практические занятия: ролевые игры «Деньги», «Базар». Работа с тетрадью «Путешествие рубля». Разработка эскизов новых денег. РАЗДЕЛ 8: «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О МИКРОРАЙОНЕ» Общество. Микрорайон. Профессии. Выбор. Взаимозависимость предприятий микрорайона. Роль микрорайона в экономике города. Практические занятия: составление «плана» микрорайона с прорисовкой взаимосвязей. Составление картотеки профессий микрорайона. РАЗДЕЛ 9: «СМОТРИМ В БУДУЩЕЕ» Обобщение основных понятий курса. Практические занятия: создание проектов будущего микрорайона. «КАК ЖИВЕТ МОЙ ГОРОД» РАЗДЕЛ 1: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ» Город. Городское хозяйство. Знакомство с историей создания города, его архитектурой. Карта города, Свердловской области. Правительство города. Практические занятия: работа с газетными вырезками, картой города и региона. Экскурсия: по историческим местам города, знакомство со старой архитектурой. РАЗДЕЛ 2: «ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ» Городское хозяйство. Транспорт. Общественный транспорт. Роль общественного транспорта в жизни города и горожан. Я – пассажир. Я – пешеход. Правила дорожного движения. Правила поведения в общественном транспорте. Практические занятия: по правилам дорожного движения. Придумывание несуществующего транспорта. РАЗДЕЛ 3:«СТРОИТЕЛЬНЫЙ БИЗНЕС». Город. Городское хозяйство. Строительный бизнес. Профессии строительного бизнеса. Проект. Бизнес-центр. Жилая зона. Промышленная зона. Сельскохозяйственная зона. План города. Архитектура города. Технологии в строительстве. Строительные материалы и инструменты. Практические занятия: «чтение» плана, моделирование домиков из бумаги. Экскурсия: посещение строительной площадки. РАЗДЕЛ 4:«ИЗДАТЕЛЬСКИЙ БИЗГНЕС». Город и городское хозяйство. Газетный бизнес. Профессии газетного бизнеса. Практические занятия: проведение интервью с одноклассниками, родителями, друзьями. Экскурсия: посещение типографии. РАЗДЕЛ 5: «РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС». Город и городское хозяйство. Потребитель. Ресторанный бизнес. Профессии ресторанного бизнеса. Метрдотель. Технология изготовления блюд. Блюда национальной кухни. Практические занятия: заполнение модели своего ресторана, составление меню, составление технологической карты приготовления блюда. Экскурсия: Посещение заведения общественного питания. РАЗДЕЛ 6: «БАНКОВСКОЕ ДЕЛО». Банк. Банковская система. Банковские операции. Сбережения. Вклад. Регистрационная карточка вклада. Чековая книжка. Пластиковая карточка. Ценные бумаги. Валюта. Практические занятия: заполнение регистрационной карточки вклада, придумывание ценных бумаг. Экскурсия: Посещение банка. РАЗДЕЛ 7: «ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ ГОРОДА» Экология городского хозяйства. Городской транспорт и окружающая среда. Новые технологии. Возможные действия при экологических авариях на предприятиях (заражение аммиаком, хлором и т.д).. Роль правительства в решении экологических проблем города. Практические занятия: работа с периодической печатью, составление рейтингов предприятий города, принятие совместного решения в поиске экологически чистого источника энергии. РАЗДЕЛ 8: «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О НАШЕМ ГОРОДЕ» Город. Городское хозяйство. Коммунальные услуги и службы. Практические занятия: работа с газетными вырезками. РАЗДЕЛ 9: «СМОТРИМ В БУДУЩЕЕ» Обобщение основных понятий курса. Практические занятия: разработка и защита проекта будущего города. Тематическое планирование 1класс «КАК ЖИВЕТ МОЯ СЕМЬЯ» № Наименование раздела. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Чудесное место для жизни. Слова «хочу» и «надо» в наших семьях. Биологические потребности людей. Социальные потребности людей. Экология семьи. Откуда берутся товары и услуги, которые мы обозначаем словами «надо» и «хочу». Профессии наших семей Общее кол-во часов. В том числе теор. занят. Практ. Занят. 3 4 4 3 2 4 1 1 1 1 1 1 2 3 3 2 1 3 7 2 5 8. 9. 10. Доходы и расходы наших семей. Что мы теперь знаем о наших семьях? Смотрим в будущее. ВСЕГО: 3 2 2 34 1 1 2 1 2 10 24 «КАК ЖИВЕТ МИКРОРАЙОН» № Наименование раздела. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. В том числе теор. занят. практ. занят. 1 2 5 4 2 2 5 1 1 Как работает общество. Путешествуем по микрорайону. Кондитерская фабрика. Роль правительства. Дерево решений. Экономика и экология микрорайона Путешествие рубля. Что мы теперь знаем о нашем микрорайоне? Смотрим в будущее. 3 2 8 6 3 3 6 2 1 2 ВСЕГО: 34 11 «КАК ЖИВЕТ МОЙ ГОРОД» № Наименование раздела. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Общее кол-во часов Общее кол-во часов 3 2 1 1 1 1 23 В том числе теор. занят. практ. занят. Путешествие по городу. Городской транспорт. Строительный бизнес. Издательский бизнес. Ресторанный бизнес. Банковское дело. Экономика и экология города. Что мы знаем о нашем городе? Смотрим в будущее. 4 2 7 3 7 8 1 1 1 1 1 2 1 2 2 1 3 1 5 2 5 6 0 1 1 ВСЕГО: 34 10 24