Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 125 (МАОУ СОШ № 125) УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ СОШ № 125 от 29.08. 2024 N 32 СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МАОУ СОШ № 125 (протокол от 29.08.2024 № 1) Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивной направленности "Баскетбол" Направленность: физкультурно-спортивная Уровень: стартовый, базовый Возраст обучающихся: 10-17 лет Срок реализации: 1 год (153 часа) Автор-составитель: Котиков Василий Александрович, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург, 2024 2 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Название программы «Баскетбол» Публичное название программы (для АИС) «Баскетбол» Автор -составитель Котиков Василий Александрович Вид программы Составительская Направленность физкультурно-спортивная Вид деятельности Спортивно-игровая Основная форма реализации программы Очная, групповая. Язык реализации программы Русский Срок реализации программы 1 год (153 часа) Охват детей по возрастам 10-17 лет Адресат программы • средняя школьная (10-13 лет); • старшая школьная (14-17 лет); Уровень освоения программы Краткая аннотация Стартовый, базовый Польза от занятий баскетболом огромна – вовлечение учащихся в регулярные занятия баскетболом должно всемерно поощряться, это не погоня за медалями и рекордами, - это здоровье миллионов, это готовность к труду, это подготовка к военной службе. 3 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол» (далее – Программа) физкультурно-спортивной направленности реализуется в МАОУ СОШ № 125 г. Екатеринбурга и ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в занятиях физической культурой и спортом; направлена на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся. Основополагающими документами при составлении общеобразовательной программы являются: Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 30 декабря 2021 года, (редакция, действующая с 1 марта 2022 года). Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.). Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р). Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. №3081-р). Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 (ред. от 24.12.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.01.2022). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел VI Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 (ред. от 24.12.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.01.2022). Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2021 г. №3894-р «Об утверждении Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года» Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол №3). 4 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» Устав МАОУ СОШ № 125. Положение о порядке организации и осуществления деятельности по ДООП в МАОУ СОШ № 125 Положение о формах, периодичности и порядке контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ СОШ № 125. Актуальность программы Сохранение, укрепление, развитие физического и духовно-нравственного здоровья обучающихся немыслимы без формирования у них потребности в здоровом образе жизни. Поэтому вопросы создания здоровье сберегающего пространства, расширения доступности и значимости физической культуры и спорта как важного фактора для решения, прежде всего, социальнопедагогических проблем, особенно остро стоящих для подрастающего поколения, являются приоритетным направлением современной государственной политики. Приобщение детей и подростков к систематическим занятиям спортом является необходимым условием формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит ответить на вызовы современности, отмечено в Концепции развития детскоюношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года. Обучение по Программе даёт возможность наиболее полно раскрыть способности отдельно каждого обучающегося, решать вопросы формирования мотивации подрастающего поколения к активному образу жизни, способствует сохранению физического, интеллектуального и психического здоровья, гармоничному развитию личности ребёнка, успешности, адаптации в обществе. Практическая значимость 1. Программа «Баскетбол» учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность всем желающим детям заняться баскетболом с «нуля», которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека. 2. С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок 5 имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми. 3. Игра «Баскетбол» развивает все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формирует личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде). 4. Средством оценки уровня физической подготовленности выступает система оценочных и контрольно-измерительных материалов, включающая Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). 5. Обучение по Программе «Баскетбол» стимулирует обучающегося не только к совершенствованию его физической и интеллектуальной сферы, но и предоставляет возможность войти в число учащихся ученического самоуправления школы и представлять интересы спорта на собраниях Ученического самоуправления в спортивном секторе. Педагогическая целесообразность Баскетбол, как и многие другие виды спорта, требует постепенного многолетнего перехода от простого к сложному. Программа позволяет планомерно работать с детьми разного возраста, объединяя их по физическим данным и подготовленности. Баскетбол позволяет решить проблему занятости у детей свободного времени, пробуждение интереса к определенному виду спорта. Практика показывает эффективность ранней подготовки обучающихся для формирования полноценного коллектива единомышленников и успешной работы. Настоящая программа сохранила преемственность подходов и принципов, содержит необходимые данные, отвечающие современным требованиям физического образования. Образовательная деятельность обучающихся выстроена на основе личностных ценностей в аспекте реализации программы, в данном случае, физкультурно–спортивной направленности: - равенство шансов на успех; - достижение результатов; - победа не только над соперником, но и над собой; - стремление быть первыми. Вид программы: составительская. Форма организации Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: 6 Групповые учебно-тренировочные занятия; Групповые и индивидуальные теоретические занятия; Восстановительные мероприятия; Участие в матчевых встречах; Участие в соревнованиях; Зачеты, тестирования; Конкурсы, викторины. Продолжительность Программа рассчитана на 1 год (153 часа, 34 учебные недели). Режим занятий: 3 раза в неделю по 1 часу, 4 раз -1,5 часа. Занятие состоит из двух частей. Между занятиями проводится перерыв. Принцип проектирования программы Программа разработана с учетом следующих принципов: • принцип комплексности, предусматривающий тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технической, и теоретической подготовки, воспитательной работы, педагогического контроля); • принцип преемственности, определяющий последовательность изложения программного материала и соответствие его требованиям программы «Баскетбол», чтобы обеспечить в учебно-тренировочном процессе преемственность и ценность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической подготовленности; •принцип вариативности, предусматривающий в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи. Отличительная особенность Отличительная особенность данной программы заключается в том, что занятия по ней позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов, отведённых на изучение раздела «Баскетбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна 7 на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющейся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма. Новизна программы Новизна и оригинальность программы «Баскетбол» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека. Снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми дает возможность и программа «Баскетбол». Именно эта игра способствует развитию всех необходимых для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде). В условиях спортивного зала посредством баскетбола достигается высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы. Адресат программы В спортивно-оздоровительную группу зачисляются обучающиеся в возрасте 10-17 лет, независимо от их одаренности, способностей, уровня физического развития и подготовленности, не имеющие медицинских противопоказаний и желающих познакомиться с избранным командным видом спорта. Для зачисления необходимы следующие документы: - заявление родителей (законных представителей); - медицинская справка о состоянии здоровья ребенка, выданная лечебным учреждением по месту жительства, либо медицинским работником образовательной организации на основании ежегодного медицинского обследования, обучающимся основной медицинской группы здоровья; -учебные группы формируются из количества не более 15 человек; - при комплектовании в рамках одной учебной группы рекомендуется 8 объединять обучающихся не более трех смежных возрастов • средняя школьная группа (10-13 лет); • старшая школьная группа (14-17 лет). Наполняемость учебной группы составляет от 10 до 15 человек. Цель программы: формирование у обучающихся основ культуры здорового и безопасного образа жизни на основе устойчивой потребности в систематических занятиях баскетболом, способствуя социализации и личностному развитию. Задачи программы: Образовательны е: Обучить специальным подготовительным упражнениям и элементам игры в баскетбол. Развивающие Развить общие способности. и специфические координационные Укрепить физическое здоровье. Совершенствовать психофизические анализаторы движения, связанные с двигательных действий. Воспитательные : функции, управлением Воспитывать сознательную дисциплину, чувство дружбы, товарищества, коллективизма, волю к победе. Воспитывать спортивную этику взаимопомощи, уважение к товарищам. Воспитывать ответственности, требовательность к себе и другим, умения преодолевать трудности, проявлять самообладание. Объем и срок реализации программы Программа рассчитана на 1 год (153 часа, 34 учебные недели). Год обучения Кол-во часов Уровень Отличительные особенности уровня 9 1 год обучения 153 Всего 153 Базовый, Познакомить обучающихся с стартовый командной игрой «баскетбол». Дать специальные знания, умения, навыки игры в баскетбол. Формировать у обучающихся устойчивую мотивацию к получению знаний, умений, навыков в выбранном виде деятельности, готовность к дальнейшему творческому самоопределению. I год обучения – 153 часа (4,5 часа × 34 недель) 1.2.Организация образовательного процесса Формы обучения Основная форма обучения – очная. При введении ограничительных мер допускается организация обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий – это занятия с использованием бесплатных информационных ресурсов, с изучением учебного материала, проверочными работами, тестами с использованием учебных пособий, рабочих тетрадей и др., определенных педагогом; занятия в домашней обстановке с обратной связью через электронную почту, чаты, социальные сети и др. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Общее количество учебных часов в год – 153 часа. Занятия проводятся 3 раз в неделю в соответствии с утвержденным расписанием. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут для школьников. Между занятиями установлены 10-минутные перерывы. Структура занятия: теоретическая часть занятия составляет 30% учебного времени; 70 % - практическая часть. Недельная нагрузка на одну группу: 4,5 часа. Программа может быть реализована с использованием дистанционных образовательных технологий. При очной форме занятия проводятся в помещении МАОУ СОШ № 125. Группа обучающихся работает под 10 руководством педагога. Содержательная часть обучения в очной форме опирается на учебные материалы программы. Роль педагога заключается в организации индивидуальной и коллективной работы обучающихся с обязательной фиксацией результатов, в анализе, оценке, рецензировании учебной деятельности школьников, в том числе с использованием возможностей информационной среды. Особенностью дистанционной формы является то, что педагог осуществляет процесс обучения удаленно, через сеть интернет. Возможно дистанционное обучение как в режиме реального времени (с использованием сервиса видеоконференции), так и в режиме отложенного времени (с использованием форумов, интерфейсов комментирования заданий и т. п.) Во втором случае имеется возможность асинхронного обучения, при котором каждый обучающийся работает в своем темпе. Место нахождения участников образовательных отношений свободное, единственным условием является обеспечение каждого компьютером, подключенным к сети интернет, и доступом к разработанным электронным учебным материалам по курсу. Дистанционное обучение в идеальном случае: – предоставляет возможность проходить обучение, не покидая места жительства, в том числе в условиях карантинных мероприятий, в условиях самоизоляции; – обеспечивает широкий доступ к образовательным отечественным и мировым ресурсам; – предоставляет возможность получить образование для решения разных жизненных задач; – предоставляет возможность организации процесса самообучения наиболее эффективным для себя образом; – предоставляет возможность продолжения образования в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей; – позволяет повысить уровень образовательного потенциала качества образования. Роль педагога заключается в удаленной организации индивидуальной и коллективной работы детей в пространстве учебной дисциплины, в анализе, оценке, рецензировании учебной деятельности школьников с использованием возможностей информационной среды. В идеале рабочее место обучающегося и педагога должно быть оборудовано мультимедийным компьютером и компьютерной периферией: веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками, сканером, принтером. 11 На компьютерах обучающегося и педагога должно быть установлено программное обеспечение необходимое для осуществления обучения: – общего назначения (антивирус, архиватор, «офисный» пакет, графический, видео-, звуковой редактор); – учебного назначения. Должен быть обеспечен доступ обучающегося и педагога к ресурсам системы дистанционного обучения через сеть интернет на скорости не ниже 512 Кбит/с (в домашних условиях). Для образовательной организации должен быть обеспечен порт доступа в сеть интернет со скоростью не ниже 10 Мбит/с. Продолжительность онлайн-занятия для обучающихся среднего и старшего школьного возраста – 30 минут. Особенности организации образовательного процесса: Содержание и материал Программы организованы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности. Базовый, стартовый уровень предполагает формирование у обучающихся устойчивой мотивации к получению знаний, умений, навыков в выбранном виде деятельности, готовность к дальнейшему творческому самоопределению. Это уровень повышенной сложности, который предполагает не только выполнение заданий на отработку учебного материала, но и развитие обучающихся в конкретном виде деятельности (более глубокое погружение в учебный материал). Принципы отбора содержания принцип единства развития, обучения и воспитания; принцип систематичности и последовательности; принцип доступности; принцип наглядности; принцип взаимодействия и сотрудничества; принцип комплексного подхода Основные формы и методы Основными технологиями обучения по программе «Баскетбол» выбраны модульная и игровая технологии. Обучающиеся получают теоретические и практические знания модулями, отрабатывают в формате учебной игры полученные знания и навыки. Участие в соревнованиях различных уровней позволяет обучающимся пробовать себя в конкурсных режимах и демонстрировать успехи и спортивные достижения. При организации обучения по программе «Баскетбол» сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности, разновозрастное сотрудничество, возможность «командного зачета», рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и 12 релаксации. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом. Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде). Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие: 1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого учащегося на данное занятие; 2 часть практическая работа учащихся (индивидуальная или групповая, самостоятельная. Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности; часть посвящена анализу проделанной работы и подведению 3 часть итогов. Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого обучающегося, педагога и всех вместе. Формы работы Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная. Формы подведения итогов: соревнования; товарищеские встречи; участие в спортивных мероприятиях города, района и школы. Методы обучения: Словесные: беседа, рассказ, объяснение, указание, сравнение - (создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении). Наглядные: показ, исполнение педагогом, наблюдение - (помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях). Практические: методы упражнений, игровой, соревновательный, круговой тренировки. Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений. 13 Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: - в целом; по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностей занимающихся. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план 1.1. № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Самостоят ельная подготовка Формы аттестации/ контроля 1 Вводное занятие 2 1 0 1 Педагогическое наблюдение, опрос 2 Общие основы баскетбола 3 1 1 1 опрос 3 Общая физическая подготовка 26 6 15 5 Оценка динамики уровня физической подготовленнос ти 4 Специальная физическая подготовка 27 6 15 6 Оценка динамики уровня физической подготовленнос ти по базовым качествам 5 Техническая подготовка 27 6 15 6 Оценка уровня динамики технических качеств 6 Тактическая подготовка 27 6 15 6 Оценка уровня динамики тактических 14 качеств 7 Игровая подготовка 27 6 15 6 Контрольное занятие, зачет 8 Контрольные и календарные игры 12 0 12 0 Участие в соревнованиях 9 Итоговое занятие 2 1 1 0 Рефлексия Итого 153 33 89 31 Задачи первого года обучения: В процессе реализации программы предполагается решение следующих задач: Предметные: познакомить обучающихся с избранным видом спорта баскетбол, его историей; обучить основами техники безопасности на занятиях, основами техники и тактики игры в баскетбол; познакомить с правилами судейства и организацией проведения соревнований; углубить и дополнить знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры; прививать устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом. Метапредметные: способствовать разностороннему физическому развитию обучающихся, укреплять здоровье; развивать навыки планирования, организации своей деятельности в соответствии с поставленной целью; целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психические качества обучающихся; развивать навыки определения наиболее эффективных путей и способов достижения результата. Личностные: прививать устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом; воспитывать морально-волевые и нравственные качества: ответственность, целеустремленность патриотизм; социальную активность; формировать ценностное отношение к здоровому и безопасному 15 образу жизни; формировать коммуникативные навыки, культуру поведения; воспитание навыков соревновательной деятельности по баскетболу 1.2. Содержание учебного плана Тема 1. Вводное занятие Теория Знакомство с обучающимися. Визитная карточка тренера. Представление обучающимся плана работы на год. Самостоятельная подготовка Просмотр видеоматериалов Тема 2. Общие основы баскетбола Теория История игры в баскетбол. Основные правила игры в баскетбол. Названия игровых амплуа. Основы судейства. Практика Упражнения, направленные навыков баскетболиста Самостоятельная подготовка Самостоятельные занятия в свободное время, просмотр видеоматериалов Тема 3. Общая физическая подготовка Теория Основы безопасности при выполнении упражнений. Просмотр видеоматериалов. Практика Общеразвивающие упражнения на все группы мышц. Упражнения для развития силы, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости, прыгучести. Самостоятельная подготовка Самостоятельные занятия в свободное время, просмотр видеоматериалов Тема 4. Специальная физическая подготовка Теория Основы безопасности при выполнении упражнений. Просмотр видеоматериалов. Практика Упражнения для развития быстроты передвижения в баскетбольной стойке. Развитие специальной прыгучести. Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения передач, ловли и бросков. Упражнения для на развитие основных 16 развития игровой ловкости. Эстафеты и игры с ловлей, передачами и бросками мяча. Самостоятельная подготовка Самостоятельные занятия в свободное время, просмотр видеоматериалов Тема 5. Техническая подготовка Теория Основы безопасности при выполнении упражнений. Просмотр видеоматериалов. Практика Обучение передачам мяча, броскам мяча в кольцо, ведению мяча, способам обводки соперника. Виды бросков. Самостоятельная подготовка Самостоятельные занятия в свободное время, просмотр видеоматериалов Тема 6. Тактическая подготовка Теория Основы безопасности при выполнении упражнений. Просмотр видеоматериалов. Практика Взаимодействие игроков на площадке. Самостоятельная подготовка Самостоятельные групповые занятия в свободное время, просмотр видеоматериалов Тема 7. Игровая подготовка Теория Основы безопасности при выполнении упражнений. Просмотр видеоматериалов. Практика Овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями, основами тактики командных действий. Самостоятельная подготовка Самостоятельные групповые занятия в свободное время, просмотр видеоматериалов Тема 8. Контрольные и календарные игры Практика Подготовительные учебные игры. Контрольные игры в рамках соревнований. Тема 9. Итоговое занятие Теория Рефлексия. Подведение итогов. Практика Итоговая игра. 17 Календарный учебный график утверждается на учебный год приказом директора МАОУ СОШ № 125 и является обязательной составной частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (приложение 1 к ДООП) 1.3. Планируемые результаты Предметные результаты Обучающиеся знают: историю, терминологию баскетбола; оздоровительные возможности занятий физической культурой и спортом; основные правила ведения здорового образа жизни; базовые правила баскетбола; правила спортивных соревнований по баскетболу; способы самоконтроля при физических нагрузках. Обучающиеся умеют: применять правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях; разрабатывать и демонстрировать комплексы по общей и специальной физической подготовке; выбирать технико-тактические элементы в зависимости от игровой ситуации; применять базовые элементы техники и тактики баскетбола в процессе игровой практики; выполнять контрольные упражнения для оценки физической и технической подготовки; тесты ВФСК «ГТО». Метапредметные результаты Обучающиеся: ведут активный и здоровый образ жизни; способствуют разностороннему физическому развитию, укрепляют здоровье; проявляют навыки планирования, организации своей деятельности в соответствии с поставленной целью; демонстрируют навыки определения наиболее эффективных путей и способов достижения результата; имеют положительную динамику в развитии специальных двигательных навыков и психических качеств. Личностные Обучающиеся: проявляют устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом; 18 воспитаны морально-волевые и нравственные качества: ответственность, целеустремленность, патриотизм; социальная активность; сформировано ценностное отношение к здоровому и безопасному образу жизни; сформированы коммуникативные навыки, спортивная этика; проявляют навыки соревновательной деятельности по баскетболу. 3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 3.1.Формы аттестации/контроля обучающихся. Аттестация обучающихся проводится согласно Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МАОУ СОШ № 125. В начале каждого учебного года проводится стартовая диагностика года с целью выявления физических данных у детей по пяти параметрам: 1. Определение внешних физических данных. 2. Спортивные способности 3. Умение работать в команде 4. Заинтересованность в процессе обучения по программе 5. Медицинские показатели. - промежуточная аттестация – в конце каждого полугодия (декабрь, май); - итоговая аттестация – по завершению изучения программы (май). На промежуточной аттестации оценивается: теоретический уровень подготовки обучающихся, практические результаты деятельности, результаты участия в смотрах, конкурсах, соревнованиях, Система оценивания - безотметочная. Для отслеживания и контроля результатов обучения в каждой учебной группе проводятся открытые занятия, на которых обучающиеся показывают свои знания, умения, способности. Аттестация проходит по результатам следующих мероприятий: Текущий контроль. Текущий контроль с целью отслеживания уровня физической подготовленности обучающихся осуществляется педагогом начале учебного года (оценка стартового уровня), а также в конце учебного года. Стартовый контроль выполняет функцию первичного среза обученности и качества умений, навыков обучающихся группы и определения перспектив 19 дальнейшего обучения каждого обучающегося и группы в целом с целью сопоставления этих результатов с последующими показателями. Форма контроля – опрос, тестирование. Средство оценивания - нормативы ВФСК «ГТО». Текущий контроль с целью отслеживания уровня владения необходимым объемом теоретических знаний и технико-тактическими компетенциями обучающихся осуществляется педагогом в течение учебного года. Форм контроля - педагогическое наблюдение. Промежуточная аттестация. Уровень физической подготовленности определяется на основе оценочного листа динамики уровня физической подготовленности. Уровень техникотактических способностей определяется на основе оценочного листа динамики уровня технико-тактической подготовленности. Форма промежуточной аттестации - экспертная оценка педагогом уровня динамики физической и технико-тактической подготовленности обучающихся. Итоговый контроль. Подведение итогов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Предназначен для оценки результатов реализации программы в целом за весь период обучения. 3.2.Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы Наименование основного оборудования Единица измерения Кол–во единиц (в расчете на 1 группу) Объекты Спортивный зал, 30x18 шт. Раздевалки шт. АРМ педагога шт. Оборудование и спортивный инвентарь Конструкция баскетбольного щита в сборе комплект (щит, корзина с кольцом, сетка, ферма) Мяч баскетбольный шт Доска тактическая шт Мяч набивной (медицинбол) шт Свисток шт Секундомер шт Стойка для обводки шт 1 2 1 8 20 1 10 1 1 10 20 Фишки (конусы) шт 15 Дополнительное и вспомогательное оборудование и спортивный инвентарь Корзина для мячей Маты гимнастические шт. шт 1 10 Тумба прыжковая Насос для накачивания мячей в комплекте с шт 1 иглами Мяч волейбольный шт 1 Мяч футбольный шт 1 Скакалка шт 20 Скамейка гимнастическая шт 2 Утяжелитель для ног комплект 5 Утяжелитель для рук комплект 5 Маты гимнастические шт 10 Тумба прыжковая комплект 1 Информационное обеспечение программы Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Основная литература: Баскетбол: Учебник для ИФК / Под общ. ред. Портнова Ю. М. - М.: Астра семь, 1997. Баскетбол: научно-методический вестник: Выпуск 11 / Сост. Б.Е. Лосин, Е.Р. Яхонтов. – СПб.: Олимп-СПб, 2011. – 94с. Казаков С.В. Спортивные игры. Энциклопедический справочник. РнаД., 2004. 4.Костикова Л. В. Азбука баскетбола. - М.: Физическая культура и спорт, 2001. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –: Издательский центр «Академия».2008. Костикова Л.В., Родионов А.В., Чернов С.Г. Целевая комплексная программа подготовки российских спортсменов к Играм XXX Олимпиады 2012 года в Лондоне (баскетбол). - М., РФБ, 2005. Костикова Л.В. Суслов Ф.П. Фураева Н.В. Структура подготовки баскетбольных команд в годичном соревновательно-тренировочном цикле (методические разработки). Москва 2002г. Краузе Д., Мейер Д., Мейер Дж. Баскетбол – навыки и упражнения. М. АСТ. Астрель. 2006. 216 с. Официальные правила баскетбола ФИБА 2010. Утверждены ЦБ ФИБА 2010. 21 Программа для учебно-тренировочных групп спортивного совершенствования СДЮШОР. Баскетбол. - М., 2004. Портнов Ю. М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх. - М., 1996. Рекомендации при работе с молодыми баскетболистами. Методическое пособие под редакцией Гомельского Е.Я. М. 2009. – 92 с. Чернов С.В., Костикова Л.В., Фомин С.Г. Быстрый прорыв в баскетболе: обучение и совершенствование. Учебное пособие. М., ФК, 2009. Яхонтов Е.Р. Психологическая подготовка баскетболистов. Учебное пособие. С-П. 2000. 58 с. Дополнительная литература: Баррел Пэйе, Патрик Пайе. Баскетбол для юниоров. 110 упражнений от простых до сложных. ТВТ Дивизион. Москва 2008. Гомельский Е.Я. Психологические аспекты современного баскетбола. Москва, 2010. Жозе Пископо. Упражнения для победы в баскетболе. Воронеж, 2016. Методы подготовки баскетболистов. Методический журнал. Современный баскетбол. Под редакцией Белаш В.В. г.Южный, октябрь, 2015 Лихачев О.Е., Фомин С.Г., Чернов С.В., Мазурина А.В. Теория и методика обучения игре в защите в баскетболе. Учебное пособие. Москва-Смоленск, 2011. Луничкин В., Чернов С., Чернышев С. Тактика позиционного нападения против личной защиты. Метод. пособие для тренеров ДЮСШ. Москва, 2012. Методическое руководство для судей-секретарей по баскетболу. Москва, 2009. Сидякин А.И., Гомельский Е.Я. Техника исполнения броска в прыжке. Методические рекомендации для детских тренеров по баскетболу. Москва, 2010. Соколовский Б.И., Костикова Л.В. Словарь баскетбольных терминов на английском и русском языках. Москва, РФБ, 2012. Список литературы для обучающихся и родителей: Белов С.А. Движение вверх. – СПб.: ООО ИД «ПРАВО», 2011. – 416с. Билл Гатмен и Том Финнеган. Все о тренировке юного баскетболиста. М. АСТ. 2017г. Джерри В., Краузе, Дон Мейер. Баскетбол навыки и упражнения. М. АСТ. 2006г. Гомельский Е. Игра гигантов. М. ВАГРИУС. 2004г. 22 Костинова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. М. Ф и С. 2009г. Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. М. Фис. 2010г. Леонов А.Д. Малый А.А. Баскетбол – книга для учащихся – Киев, Радянська школа, 2009. Сортэл Н. Баскетбол:100 упражнений и советов для юных игроков. / пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 240с. Стонкус С. Мы играем в баскетбол. – М.: Просвещение, 1984. – 64с. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: www.fiba.com - Вэб-сайт Международной федерации баскетбола www.fibaeurope.com - Вэб-сайт Европейской международной федерации баскетбола www.basket.ru - Вэб-сайт Российской федерации баскетбола www.pro100basket.ru - Вэб-сайт Ассоциации студенческого баскетбола России www://resh.edu.ru - Вэб-сайт Российской электронной школы Кадровое обеспечение реализации программы Программу реализует педагог дополнительного образования с соответствующим уровнем образования и квалификации. (Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых») и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ФЗ №273 ст.46, ч.1). Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, (соответствующей профилю программы), без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Сведения о составителе Котиков Василий Александрович Образование: высшее (Уральский Государственный Университет, Педагог физической культуры, 2012 год.) Категория: высшая квалификационная категория. Методическое обеспечение программы Педагогический 23 Методические рекомендации по организации и выполнению Программы Методы обучения: Словесные методы: рассказ, объяснение, команды распоряжения, задание, указание, беседа и разбор. Наглядные методы направлены на активизацию сенсорных процессов у обучающихся. Показ упражнений или их элементов. Вспомогательные наглядные методы: демонстрация кино- и видеоматериалов, схем тактических взаимодействий, использование демонстрационных досок, планшетов и других средств; метод повторного и замедленного показа, метод «стоп-кадра» при обучении тактическим взаимодействиям. Методы ориентирования: предметные или условные ориентиры (линии разметки, переносные стойки, стулья, ориентиры на щите, звуковые сигналы и т.д.). Использование наглядных методов всегда сочетается с разновидностями словесных. Это является одним из основных условий эффективности проведения учебных занятий. Практические методы базируются на активной двигательной деятельности обучающихся. Универсальный - метод упражнений. Разучивание техники осуществляется в целом или по частям. Относительно простые игровые приемы (стойки, передвижения, ведение мяча и т.п.) разучиваются в целостном виде. Разучивание по частям (расчлененным методом) предполагает временное освоение отдельных элементов целостного двигательного действия с последующим их объединением. Расчлененным методом в баскетболе осваивают координационно-сложные игровые приемы (например, бросок в прыжке одной рукой от головы). Спортивные методы включают: метод непрерывности и цикличности учебно-тренировочного процесса; метод максимальности и постепенности повышения требований; -метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок; метод моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе. Теоретический материал обычно дается в начале занятия. Новую тему, то или иное задание необходимо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснения показом наглядного материала и показом приемов 24 работы. Практические занятия – основная форма работы с обучающимися, где умения закрепляются, в ходе повторения – совершенствуются и формируются навыки. Приобретенные умения и навыки используются обучающимися в соревновательной деятельности в зависимости от сложившихся и меняющихся условий. Разносторонняя физическая подготовка проводится на протяжении всего учебно-тренировочного процесса. Все упражнения делятся на общеразвивающие, подготовительные, подводящие и основные. Общеразвивающие и подготовительные упражнения направлены преимущественно на развитие функциональных особенностей организма, а подводящие и основные – на формирование технических навыков. В процессе обучения техническим приемам используется сочетание метода целостного разучивания и разучивания по частям. Вначале технический прием изучают в целом, затем переходят к составным частям и заключение снова возвращаются к выполнению действия в целом. В процессе совершенствования техники происходит формирование тактических умений. Методы воспитания: убеждение, поощрение, порицание, педагогическая оценка поступка, пример, требование, стимулирование, мотивация, создания воспитывающих ситуаций. Педагогические технологии: технология группового обучения; технология дифференцированного обучения; технология игровой деятельности; информационно-коммуникативная технология обучения; здоровьесберегающие технологии; технология развития критического мышления; технология дистанционного обучения. Возможные формы организации учебного занятия: тренировочное занятие, беседа, мастер-класс, «открытое занятие», спортивный праздник, соревнование, турнир, чемпионат, эстафета Алгоритм учебного занятия: Подготовительный этап: построение, приветствие, постановка цели и задач, разминка. Основной этап: знакомство с техникой выполнения упражнений, отработка, презентация отработанных упражнений-заданий, подвижные игры. 25 Заключительный этап: снижение нагрузки (умеренный бег, ходьба, упражнения на гибкость), построение, подведение итогов занятия. Дидактические материалы: Картотека упражнений по баскетболу. Схемы и плакаты освоения технических приемов в баскетболе. Правила игры в баскетбол. Правила судейства в баскетболе. Регламент проведения баскетбольных турниров различных уровней. Положение о соревнованиях по баскетболу № п/п Раздел или тема программы Форма проведения занятий 1 Вводное занятие Беседа 2 Общие основы баскетбола Беседа, демонстрация 3 4 Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Беседа, ориентирован ие, практика, эстафета Беседа, практика Методы и приемы организации УВП Дидактически й материал, техническое оснащение занятий Словесный, Наглядный наглядный, материал вспомогатель (источник): www.basket.ru ный, воспитания Словесный, наглядный, демонстратив ный Наглядный материал (источник): Словесный, наглядный, игровой демонстратив ный, универсальны й Наглядный материал (источник): Словесный, наглядный, демонстратив ный, универсальны й, расчленённый Наглядный материал (источник): www.fibaeurope.c om www.pro100baske t.ru www.pro100baske t.ru 26 5 6 7 8 9 Техническая подготовка Тактическая подготовка Игровая подготовка Контрольные и календарные игры Итоговое занятие Беседа, практика Беседа, практика Беседа, практика Практика Беседа Словесный, наглядный, демонстратив ный, универсальны й, расчленённый Наглядный материал (источник): Словесный, наглядный, демонстратив ный, универсальны й, расчленённый Наглядный материал (источник): Словесный, наглядный, игровой демонстратив ный, универсальны й Наглядный материал (источник): Словесный, наглядный, игровой демонстратив ный, универсальны й Наглядный материал (источник): Словесный, наглядный, вспомогатель ный, воспитания Наглядный материал (источник): www.pro100baske t.ru www.fibaeurope.c om www.fiba.com www.fiba.com www.basket.ru 3.3. Воспитательная деятельность 3.3.1. Цель: Основные целевые ориентиры воспитания в программе определяются также в соответствии с предметными направленностями разрабатываемых программ и приоритетами, заданными «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»; они направлены 27 на воспитание, формирование: — для программ физкультурно-спортивной направленности: понимания ценности жизни, здоровья и здорового образа жизни; безопасного поведения; культуры самоконтроля своего физического состояния; стремления к соблюдению норм спортивной этики; уважения к старшим, наставникам; дисциплинированности, трудолюбия, воли, ответственности; сознания ценности физической культуры, эстетики спорта; интереса к спортивным достижениям и традициям, к истории российского и мирового спорта и спортивных достижений; стремления к командному взаимодействию, к общей победе. 3.3.2 Формы и методы воспитания: Учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программ обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации. Получение информации об открытиях, изобретениях, достижениях в науке и спорте, о художественных произведениях и архитектуре, о традициях народного творчества, об исторических событиях; изучение биографий деятелей российской и мировой науки и культуры, спортсменов, путешественников, героев и защитников Отечества и т. д. — источник формирования у детей сферы интересов, этических установок, личностных позиций и норм поведения. Важно, чтобы дети не только получали эти сведения от педагога, но и сами осуществляли работу с информацией: поиск, сбор, обработку, обмен и т. д.) Практические занятия тренировки, конструирование, подготовка к соревнованиям, участие в соревнованиях) способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива Участие в проектах способствует формированию умений в области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности. Коллективные игры — проявляются и развиваются личностные качества: эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной деятельности и взаимопомощи. Итоговое мероприятие (соревнования) — способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей. 28 3.3.3. Условия воспитания, анализ результатов. Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся является руководитель объединения с помощью метода педагогического наблюдения и метода включения детей в деятельность коллектива. Механизмом оценки роста является: «обратная связь» обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставит перед собой обучающиеся и коллектив, а также достижения не только творческого характера, но и личностного. Через педагогическое наблюдение воспитанность обучающегося оценивается по следующим критериям: посещаемость занятий и своевременность прихода на них; степень проявления дисциплинированности, инициативности, активности и самостоятельности обучающихся; уровень развития трудолюбия, настойчивости в преодолении трудностей; отношения со сверстниками и роль обучающегося в коллективе. Используемые формы стимулирования и поощрения: 1. Награждение дипломами (грамотами) обучающихся, показавших высокие образовательные результаты. 2. Награждение дипломами (грамотами) родителей обучающихся, принимающих активное участие в жизни коллектива. 1. Размещение информации о достижениях коллектива и обучающегося на информационном стенде школы, на сайте МАОУ СОШ №125, в Госпаблике школы в социальной сети Вконтакте. 3. Участие в творческих фестивалях, на мероприятиях МАОУ СОШ № 125. 3.3.4. Календарный план воспитательной работы Календарный план воспитательной работы утверждается на учебный год приказом директора МАОУ СОШ № 125 и является обязательной составной частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (приложение 2 к ДООП). 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные правовые акты: Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года /распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996 p-r. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 29 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н ; Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; Методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»; Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»; Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»; Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 22.12.2021 г. № 1245-Д "О внесении изменений в приказ Министерства образования и молодежной политики СО от 26.06.2019 №70-Д "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области"; Устав МАОУ СОШ № 125. Положение о дополнительном образовании в МАОУ СОШ № 125. Положение о порядке организации и осуществления образовательной 30 деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в МАОУ СОШ № 125. Положение о количестве обучающихся, их возрастных категориях, продолжительность учебных занятий в объединениях МАОУ СОШ № 125. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МАОУ СОШ № 125. Список литературы для педагога: Основная литература: Баскетбол: Учебник для ИФК / Под общ. ред. Портнова Ю. М. - М.: Астра семь, 1997. Баскетбол: научно-методический вестник: Выпуск 11 / Сост. Б.Е. Лосин, Е.Р. Яхонтов. – СПб.: Олимп-СПб, 2011. – 94с. Казаков С.В. Спортивные игры. Энциклопедический справочник. РнаД., 2004. 4.Костикова Л. В. Азбука баскетбола. - М.: Физическая культура и спорт, 2001.. Костикова Л.В. Суслов Ф.П. Фураева Н.В. Структура подготовки баскетбольных команд в годичном соревновательно-тренировочном цикле (методические разработки). Москва 2002г. Краузе Д., Мейер Д., Мейер Дж. Баскетбол – навыки и упражнения. М. АСТ. Астрель. 2006. 216 с. Официальные правила баскетбола ФИБА 2010. Утверждены ЦБ ФИБА 2010. Портнов Ю. М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх. - М., 1996. Рекомендации при работе с молодыми баскетболистами. Методическое пособие под редакцией Гомельского Е.Я. М. 2009. – 92 с. Чернов С.В., Костикова Л.В., Фомин С.Г. Быстрый прорыв в баскетболе: обучение и совершенствование. Учебное пособие. М., ФК, 2009. Яхонтов Е.Р. Психологическая подготовка баскетболистов. Учебное пособие. С-П. 2000. Дополнительная литература: Баррел Пэйе, Патрик Пайе. Баскетбол для юниоров. 110 упражнений от простых до сложных. ТВТ Дивизион. Москва 2008. Гомельский Е.Я. Психологические аспекты современного баскетбола. Москва, 2010. Жозе Пископо. Упражнения для победы в баскетболе. Воронеж, 2016. Методы подготовки баскетболистов. Методический журнал. Современный баскетбол. Под редакцией Белаш В.В. г.Южный, октябрь, 2015 Лихачев О.Е., Фомин С.Г., Чернов С.В., Мазурина А.В. Теория и методика обучения игре в защите в баскетболе. Учебное пособие. Москва-Смоленск, 31 2011. Методическое руководство для судей-секретарей по баскетболу. Москва, 2009. Сидякин А.И., Гомельский Е.Я. Техника исполнения броска в прыжке. Методические рекомендации для детских тренеров по баскетболу. Москва, 2010. Соколовский Б.И., Костикова Л.В. Словарь баскетбольных терминов на английском и русском языках. Москва, РФБ, 2012. Для обучающихся и родителей: Белов С.А. Движение вверх. – СПб.: ООО ИД «ПРАВО», 2011. – 416с. Билл Гатмен и Том Финнеган. Все о тренировке юного баскетболиста. М. АСТ. 2017г. Джерри В., Краузе, Дон Мейер. Баскетбол навыки и упражнения. М. АСТ. 2006г. Гомельский Е. Игра гигантов. М. ВАГРИУС. 2004г. Костинова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. М. Ф и С. 2009г. Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. М. Фис. 2010г. Леонов А.Д. Малый А.А. Баскетбол – книга для учащихся – Киев, Радянська школа, 2009. Сортэл Н. Баскетбол:100 упражнений и советов для юных игроков. / пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 240с. Стонкус С. Мы играем в баскетбол. – М.: Просвещение, 1984. – 64с. Интернет-источники: www.fiba.com - Вэб-сайт Международной федерации баскетбола www.fibaeurope.com - Вэб-сайт Европейской международной федерации баскетбола www.basket.ru - Вэб-сайт Российской федерации баскетбола www.pro100basket.ru - Вэб-сайт Ассоциации студенческого баскетбола России www://resh.edu.ru - Вэб-сайт Российской электронной школы 32 Приложение № 2 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе спортивно-оздоровительной направленности «Баскетбол» КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № п/п Направлен ие воспитател ьной работы Наименование мероприятия (события) 1. Здоровьесб ерегающее воспитание Товарищеские встречи В течение с командами других ОУ учебного года 2. Социокуль турное и медиа культурное воспитание Воспитани е семейных ценностей Посещение матчей по баскетболу в ДИВСе, в спортивных школах В течение учебного года Совместное посещение матчей профессиональных команд, игровых площадок В течение учебного года Формирова ние коммуника тивной культуры Встречи с игроками профессиональных баскетбольных крубов (БК «Уралмаш», БК «УГМК») В течение учебного года 3. 4. Форма проведен ия, сроки проведен ия Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели Взаимодействие с обучающимися не из своего круга общения, развитие командного духа и духа соперничества. Игровой опыт. Просмотр игр профессиональных команд, перенимание опыта, коммуникация со зрителями и игроками Укрепление связи ребёнок-родитель посредством совместного времяпровождения, привлечение родителей к спорту и интересам ребёнка Общение обучающихся и профессионалов для укрепления интереса к игре, получения практических советов Участие родителей, общественности Сопровождение родителей Сопровождение родителей Непосредственное участие родителей в мероприятии Сопровождение родителей. Общение с известными личностями